Святая великомученица Варвара

4 декабря (17 декабря по новому стилю) является днем памяти святой великомученицы Варвары.

Житие святой великомученицы Варвары показывает как человек с искренним сердцем и чистой душой через видимое творение познает невидимого Творца.

И так сложилось, что святая Великомученица Варвара особенно чтима на нашей Кузнецкой земле.

В древности на Руси был традиция возводить храмы за один день (или на славянском — «об един день», отсюда и название таких храмов — «обыденные») и впервые за долгую историю такой храм появился в г. Кемерово на ФПК в честь святой великомученицы Варвары. Для многих прихожан и клириков храма Казанской иконы Божией Матери, которые некоторое время посещали службы и служили в обыденном храме, 17 декабря напомнило об этом моменте.

Из жития святой великомученицы Варвары, описанного Дмитрием Ростовским, мы знаем, что святая родилась в г.Илиополе* (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Поэтому Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты и приставил девице служанок и стражу.

Живя в башне отроковица смотрела на создания на красоту земного мира. Она рассуждала, что боги, которых почитает её отец, деланы руками человеческими. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную. И если не они создали мир, то кто же? И ни кто из её окружения не мог ответить ей на этот вопрос.

Она говорила себе:

— Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу — украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет.

Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца, и сбылись на ней слова Давида: «Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142:5). В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, о Котором она еще не знала.

Когда пришло время выдать отроковицу замуж, Диоскор взойдя на башню к Варваре, стал говорить ей о браке. Слыша от отца такие слова, целомудренная девица всячески отказывалась от него, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и потерять бесценный бисер девства.

После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь. Отправляясь в путь, Диоскор приказал строить роскошную баню, а в бане сделать два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал, чтобы они не препятствовали ей свободно сходить с башни и делать все, что ей будет угодно. Диоскор думал, что дочь его, беседуя со многими людьми и видя, что многие из девиц обручены и вступили в брак, и сама пожелает выйти замуж.

Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь свободою выходить из дома и беспрепятственно беседовать с кем хочет, подружилась с некоторыми христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Слушая о Христе Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение. И когда один пресвитер пришел в Илиополь под видом купца, Варвара пригласила его к себе и тайно крестилась от него. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство.

Тем временем производилась, согласно приказанию Диоскора, постройка бани.

Варвара удивила, что рабочие делают два окна и настоятельно требовала, чтобы они устроили три окна (во образ Святой Троицы). И рабочие, по ее желанию, сделали в бане третье окно.

Была там купальня, обложенная тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое ясно отпечатлелось на камне. Кроме того, у той же бани, также на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой**.

Когда отец ее возвратился из путешествия, осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроенной бане и, увидев в стене ее три окна, Диоскор призвал Варвару и спросил ее зачем она велела устроить в бане третье окно. Она отвечала, что велела сделать и третье, во образ Троичного Света, коими просвещается всякий человек, приходящий в мир.

Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестокосердому своему отцу о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, — чем привела его в страшную ярость.

Диоскор хотел пронзить ее мечем, но она обратилась в бегство. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей каменная гора. Святая просила помощи и защиты у Бога. Всевышний скоро услышал рабу Свою и предварил ее Своею помощью, повелев каменной горе рассесться перед нею надвое. Святая дева Варвара скрылась в образовавшуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в одной пещере.

Обходя гору и разыскивая Варвару, увидал он на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей дочери его. Один из пастухов, человек сострадательный, видя, что Диоскор исполнен гнева, не захотел выдать неповинную девицу и сказал, что не видел. Но другой, молча, указал рукою на то место, где святая скрывалась.

Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее, бросив ее на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу, и морил заключенную голодом и жаждою.

Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю той страны Мартиану и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого. И отдал в его руки, говоря:

— Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле.

Увидев перед собою девицу, правитель удивился необычайной ее красоте. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара отвечала:

— Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги — ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами — дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них.

Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел сильно бить ее воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне — Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания.

После того правитель велел заключить ее в темницу. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях. Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет. И Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами:

— Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца,

Внимая словесам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом. Сладчайший Иисус исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любовью к Богу.

Когда святая Варвара стала перед правителем, он и бывшие с ним с изумлением увидели, что дева совершенно здорова, а на теле ее нет никаких следов понесенных ею ран.

Правитель сказал, что это боги исцелили и даровали ей здравие поэтому она должна притисни им жертву.

Святая же отвечала:

— Что ты говоришь, правитель? Исцелил меня Иисус Христос, Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву. Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того.

Видя непоколебимую веру Святой Варвары правитель пришел в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она — христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу:

— Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных***, услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы — плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих.

Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горные селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия.

В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.

* Здесь разумеется Илиополь Финикийский, к северу от Палестины, в Келесирии, в нынешней Сирийской области Азиатской Турции, в глубокой древности бывший главным местом почитания языческого финикийского бога Ваала и центральным пунктом для всего восточного язычества, но в конце IV в. ставший рассадником христианства; впоследствии город этот был постепенно разрушен.

** Баня с тремя окнами, строенными во образ Святой Троицы, и мраморный камень при источнике с изображением креста, и след ног святой Варвары — все это сохранялось в целости до времен Симеона Метафраста, который, после Иоанна Дамаскина, описал страдания сей святой мученицы. В своей истории он говорит об этом так: «До сего дня существует сей источник, исцеляющий всякие болезни у христолюбивых людей, если бы кто захотел сравнить его со струями Иордана или источником Силоамским, или с Вифездою, тот не погрешил бы против истины, ибо и в этом источнике одинаково много чудес совершает сила Христова».

*** Выражения Св. Писания: ср. Пс. 103:2; 135:6; Мф.5:45.

Источники:

1. https://varvarakem.ru/about/history/;

2. https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1071.

Поделиться ВКонтакте