Святыни Казанского храма
Казанская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых в России. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
История иконы берет свое начало с XVI века. В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.
Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.
Русская земля со времени своего Крещения произрастила множество духовных плодов – святых подвижников, угодивших Богу своими подвигами и благочестивой жизнью. Русская Церковь прославляет страстотерпцев, благоверных государей, дивных святителей, великих чудотворцев, преподобных и равноангельных постников, святых жен, всех угодников Божиих, просиявших добродетелями, неусыпными трудами и молитвами. При своей жизни они явились «солью» (Мф. 5:13) земли Русской, подвигами которых она «оселялась» и укреплялась. После своей блаженной кончины они, предстоя Престолу Божию, молитвенно ходатайствуют о своем Отечестве.
В храме имеется мощевик с частицами мощей 30 святых:
- Свт. Николай Мирликийский,
- свт. Спиридон Тримифунтский,
- свт. Питирим Тамбовский,
- свт. Митрофан Воронежский,
- свт. Димитрий Ростовский,
- свт. Иннокентий Иркутский,
- свмч. Владимир Киевский,
- свт. Игнатий Брянчанинов,
- свт. Иоасаф Белгородский,
- свт. Никита Новгородский,
- прп. Серафим Саровский,
- прп. Амвросий Оптинский,
- прп. Иов Почаевский,
- прп. Паисий Величковский,
- прп. Александра Дивеевская,
- прп. Сергий Радонежский,
- прп. Нектарий Оптинский,
- прп. Амфилохий Почаевский,
- прав. Иона Одесский,
- прп. Марфа Дивеевская,
- прмц. вел. кн. Елизавета,
- вмц. Варвара,
- мучеников младенцев Вифлеемских,
- мч. Трифон,
- мч. мл. Гавриил Белостокский,
- блгв. кн. Петр Муромский,
- блгв. кн. Феврония Муромская,
- мч. из Лавры Саввы Освящ. 614 г.,
- мч. из монастыря Феодосия Иерусалимского 614 г.,
- прп. Феодор Санаксарский.
В год 2000-летия христианства на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был прославлен сонм святых угодников Божиих. Среди них — святитель Макарий Невский, митрополит Алтайский, чья икона с мощами находится для поклонения верующих в Казанском храме г. Кемерово. Ценна для верующих и икона свт. Иоасафа Белгородского с мощевиком в ней.
Также в нашем храме имеется икона прп. Стилиана Пафлагонского. Преподобный Стилиан родился в Пафлагонии в Малой Азии, в V веке. Он был благословен от чрева матери своей. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни и присоединился к пустынникам-отшельникам, дабы очистить свою душу бдением и молитвой. В отличие от большинства других отшельников, он, однако, не ушёл от общества в целом, предпочитая ходить в народ, чтобы делать добро, а затем возвращался в свою маленькую пещерку для отдыха и молитвенного бдения.
Достигнув совершеннолетия, он раздал свое имущество бедным. И когда ничего не осталось от отцовского наследства, преисполненный облегчения и радости, сказал: «Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни».
После этого святой принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Дни и нощи он проводил в молитве и славословии Бога, созерцая вокруг творения Его — неисчислимые звезды небесные, солнце, животных, природу. Две книги читал он непрерывно — книгу природы и Священное Писание. Однажды ночью, будучи на молитве, святой сподобился Божественного присутствия, он стяжал благодать Духа Святаго и вышел наутро из своей пещеры с ликованием духа и спокойствием, каких не знал раньше. Принимая людей, нуждавшихся в совете и утешении, он возложил руку на страдающего ребёнка, сделав то, чего не решался делать прежде. Он почувствовал силу Господню, которая изошла из него через эту руку на дитя, которое исцелилось. С тех пор к святому Стилиану пошли страждующие, молодые и старые, со всей округи. Его пещера притягивала больных и страждущих, и многие из них тотчас получали исцеление не через силу человеческую, но через святую Веру, даже в случаях, когда не было никаких надежд.
Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 1-4). Господь даровал ему благодать покровительства малышам. Святой Стилиан посвятил себя прежде всего детям не только страдавших физически, но и нуждавшихся в духовном окормлении. Семьи из всех слоёв общества доверяли святому Стилиану воспитание своих детей. Нуждающихся было так много, что ему пришлось искать большее помещение и звать на помощь своих друзей-отшельников. Быть может, это был первый в мире детский сад, куда матери без страха могли поместить своих детей, дабы спокойно заняться иными домашними делами.
Почитание преподобного Стилиана распространилось широко за пределы родной области и остаётся сильным особенно в Церквах греческой традиции. На Руси его имя осталось малоизвестным.
Как и в годы его земной жизни, к нему особенно прибегают в молитвах об исцелении детей и избавления от бесплодия.
21 апреля 2019 года, в праздник Входа Господня во Иерусалим храму была передана святыня — икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами их мощей. Такое безвозмездное приобретение стало возможным благодаря Благотворительному фонду Архангела Михаила и помощи р.б. Елены, представительницы Фонда, о здравии которой отец Дмитрий, настоятель храма, попросил молитв.