«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — слово настоятеля в праздник Благовещения

Сегодняшнее воскресенье традиционно посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, но в большей степени сегодня празднуем совпавший с этим днем великий двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, который всегда отмечается седьмого апреля.
От этого дня ровно девять месяцев остается до праздника Рождества Христова, потому что, праздник благовещения это, как поется в тропаре этого праздника, «спасения нашего главизна», то есть начало, потому что, когда Пресвятая Богородица ответила на слова Архангела «Я раба Господня, да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1:38), по тому слову, которое было только что сказано о том, что она станет матерью Мессии. В этот миг Дух Святой снизошел на Неё и в Её пречистой утробе начала ткаться человеческая плоть воплощенного Сына Божия. Именно поэтому таким важным днем Церковь считает праздник Благовещения, потому что считает его началом воплощения Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа.

И Благовещение очень часто празднуется именно в дни Великого поста, редко, когда оно выпадает на Пасху или на первые три дня Пасхальной недели. Чаще всего с Великим постом связан этот праздник. И хотя в этот день пост существенно ослабляется, потому что праздничное торжество должно быть праздничным, тем не менее с днями Великого поста оно тоже простительно, потому что воплощение Сына Божия произошло для того чтобы исполнить то, что мы будем вспоминать во дни Страстной седмицы. Он пришел для того чтобы нас освободить от греха, проклятия смерти, для того чтобы нам вернуть вечную полноценную жизнь и всех нас сделать наследниками Своего славного Воскресения. Поэтому, празднуя радость зачатия во плоти Приснодевы Бога Слова мы уже размышляем над тем, что Его взросление, Его возрастание и затем служение достигло апогея именно в дни Страстной недели, когда Он взошел на крест, взял на Себя грехи наши и умер на кресте. Но затем воскрес и нас всех сделал соучастниками Своего Воскресения, если только мы добровольно примем то спасение, которое Он нам даровал.

И Великий пост Церковью установлен именно для того, чтобы мы, несмотря на суетный бег этой жизни, несмотря на все те заботы житейские, зачастую нужные, необходимые, которые увлекают нас, все-таки находили время вырваться из этого временного круговорота и подумать о вечности. Подумать о том, что спасение, явленное нам в Воскресении Христовом, данное даром, которое каждый может даром получить и принять как Божий Дар, не дается автоматически, у человека должно быть волевое стремление к тому, чтобы это спасение принять. Господь не спасает нас без нас. А для того чтобы стать соучастником спасения необходимо все-таки некий труд приложить. Хотя оно даром дается, но без определенного нашего соучастия мы этот дар не можем принять.

Великий пост с разных сторон раскрывает нам, каково должно быть наше внутреннее устроение, каковы должны быть наши помышления и просто целеполагания нашей жизни для того, чтобы дар спасения нами был принят. В том числе и сегодняшнее Евангельское чтение, отрывок из Евангелия от Марка, говорит нам о некоторых вещах, которые полезно нам в сердце своем сложить, а в мыслях держать, особенно в течении Великого поста, потому что через это нам раскрывается, как мы можем принять дар Благодати Божией.

Приводят к Господу бесноватого отрока, то есть ребенка, может быть, подростка, с тяжелой проблемой, тяжелым недугом, который ни врачами, ни даже Апостолами не мог быть исцелен. Измученный уже годами его беснования отец припадает к ногам Господа с горячей мольбой помочь ему в этой проблеме. И затем, когда Господь исцеляет этого отрока, Апостолы уже наедине задают вопрос Христу, почему мы не могли изгнать беса и помочь отроку в исцелении. И ответ Христа он касается не только Апостолов, но и всех нас. Он говорит, род сей изгоняется только молитвой и постом (Мк. 9:29).

В четвертое воскресенье Поста мы уже достаточно времени совершаем наше великопостное поприще. Уже есть некая усталость, есть некая утомленность, особенно у тех, кто строго старается пост совершать. Но эти слова Господа должны нас укреплять и напоминать о том, что преодоление каких-то наших проблем, пусть и не таких тяжелых, как у этого несчастного отца и у этого отрока, но тем не менее каждый из нас имеет в своей жизни определенные или недуги, или проблемы, связанные в том числе и с духовной стороной нашей жизни. Преодоление этих проблем благодатная помощь Божия приходит тогда, когда человек прилагает усилие, выраженное в молитве и в посте. Поэтому, усиленная молитва, сопряженная с ограничениями себя в обычных привязанностях, будь то привязанности пищевые, будь то привязанности к каким-то развлечениям, одним словом — пост. Ограничение добровольное, как некоторое самопожертвование ради Христа. Оно всегда приводит к тому, что благодатный дар, дар Благодати Божий, и помощь в том, в чем человек имеет нужду — он получит.

Вспомним неоднократные, многочисленные примеры Ветхозаветных праведников, пророков и святых. Когда они хотели что-то у Бога получить они налагали на себя пост добровольный. В то время, согласно Ветхозаветному установлению, всего один день в году — Судный день — был днем поста для всего израильского народа, общеобязательным, установленным религиозным законом. Но многочисленные такие самоналожения на себя поста всегда приводили к тому, что люди получали просимое.

В нашей сегодняшней традиции постных дней, в некоторые годы, больше даже чем обычных. Конечно, не все мы строго придерживаемся, соблюдаем. Но тем не менее всегда нужно помнить, что помощь Божия и преодоление дьявольского искушения, преодоление каких-то скорбей и проблем жизненных бывает тогда, когда человек сознательно добровольно растворяет пост молитвой или усиливает пост молитвой. Молитвой и постом преодолеваются любые трудности, потому что тогда приходит Божья благодать и Божья помощь. Но зачастую даже понимание, осознание этих простых вещей далеко не всегда приводит к тому, что мы на деле это можем воплотить потому что сил не хватает. И здесь тоже можно прислушаться к словам, которые сказал во время своей горячей мольбы ко Христу, обращенный лицом к лицу, отец этого немощного бесноватого отрока, когда Господь сказал, если можешь сколько-нибудь веровать — все возможно верующему (Мк 9:23), то он искренне сказал, верую Господи, помоги моему неверию.

Зачастую веры не хватает, не хватает силы воли для того чтобы какие-то подвиги христианские совершать. Зачастую не хватает силы воли и достаточной веры для того, чтобы просто элементарно, но последовательно, внимательно молится. Не просто вычитывать утреннее и вечернее правило, а именно с вниманием обращаться к Христу с горячей молитвой. И тогда эта мольба, «верую Господи, помоги моему неверию», искреннее признание того, что многого не хватает мне, но от Тебя могу получить, приводит к тому, что Господь этот дар дает. Поэтому подумаем об этом, потому что в сегодняшний светлый праздник, когда мы прославляем начало нашего спасения, попросим, чтобы Господь всем нам помог в преодолении нашего неверия, в приумножении наших духовных сил и в продолжении наших поста и молитвы для того, чтобы обрести благодатный дар в день Светлого Христова Воскресения, а наипаче чтобы через эту подготовку к встрече Пасхи мы постепенно готовились к встрече вечной Пасхи в Царствии Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина
в Казанском храме г. Кемерово 7 апреля 2019 года.

Поделиться ВКонтакте