Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы

Сегодняшний воскресный день — первый воскресный день после дня Святых Богоявлений, или Крещения Господня.

На второй день этого праздника Церковь всегда прославляет Пророка Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. Сегодняшний день, «Собор Иоанна Крестителя», после праздника Крещения совпадает с воскресным днем, который в Церковном календаре называется «Неделя по Богоявлении» или «Воскресный день после праздника Богоявления».

И в тот, и в другой день всегда полагаются чтения особых Евангельских повествований. В неделю по Богоявлению читается отрывок из Евангелия от Матфея, который мы первым услышали, в день Собора Иоанна Крестителя отрывок из Евангелия от Иоанна.

Но тот и другой Евангельский отрывок посвящен утверждению того, что явившийся Господь Иисус Христос есть Сын Божий и есть Спаситель мира, и в нем человек может обрести полноту и смысл жизни земной, а самое главное — обрести истинную полноценную жизнь, которая откроется только тогда, когда человек войдет в вечное общение с Богом в Царствии Небесном.

И вчерашний праздник, и сегодняшнее Евангельское чтение нам говорит о Божественном Свете. В древней Церкви праздник Богоявления, также именовался праздником Светов, потому что он прославляет Божественный Свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир. И этому Божественному Свету, о котором сейчас как-то мало мы говорим в наших церковных собраниях, мало уделяется внимания.

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов очень четко выразил природу Божию в словах «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5).  И, соответственно, человек стремится к Богу, к спасению, к которому мы идем и ради которого собираемся в церкви, это краеугольный камень, на котором и Церковь основана, и вера наша стоит.

К сожалению, конечно, далеко не все христиане это осмысляют: вчера, на богослужении Праздника, не многим более людей присутствовало, чем сегодня в воскресный день.

Но в течении вчерашнего дня большое количество людей прошло через наш храм, как через другие храмы города Кемерово, храмы по всей нашей Стране, чтобы почерпнуть святую воду. Это хорошо, что люди тянутся к святыне и идут за ней, плохо другое, что эти приходы бывают редко, тогда, когда в церкви можно что-то взять, а самое главное, что дает Церковь — обретение вечной жизни, об этом мало кто задумывается.

Но тем паче задача для всех нас, кто в храмах постоянно собирается, своей жизнью пытаться свидетельствовать об этом Божественном Свете, чтобы люди понимали, что в Церкви мы ищем чего-то другого. Так вот, «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» и если мы стремимся к Нему, стремимся к вечной жизни, то должны понимать, что это пребывание в ничем не омраченном свете, и, если Бог есть свет, то и мы должны с вами постепенно превращаться в такой же свет, каким является Бог.

По крайней мере, в нашем сердце, в нашей душе, в нашем сознании, в глубинах нашего «я» должна постепенно уходить тьма греха, постепенно уходить все то темное, негативное, что есть в каждом, потому что никто до конца не чист.

Поэтому будем стараться свою жизнь соизмерять с тем абсолютным светом, к которому стремимся. Будем для себя самих, для начала, обнажать ту черноту и ту чернь, которая в наших сердцах есть, признаем, что это так, потому что первый шаг на пути исцеления — это признание того, что ты болен. И путь преодоления тьмы внутри себя — это путь исполнения Заповедей Божиих. Как можно узнать, идем мы отчасти этим путем, просвещается ли наш внутренний человек, становится он более святовидным или нет?

Я думаю, здесь стоит помнить и в сознании своем всегда носить слава Апостола Павла. Духовная чистота, которую приобретет человек, живя по Заповедям Христовым и приобщаясь к Его благодати в таинствах Церкви, она является ничем иным как плодом духа, вспомним, о чем говорил Апостол Павел, плод духовный в чем заключается, «плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание на таковых нет Закона (Ин. Гал. 5:22-23)». И поэтому, если эти качества в нашей душе, хотя бы отчасти есть, хотя бы отчасти исполняются, что в нас действительно есть любовь к другим, радость от общения с людьми, мир по отношению к самим себе, по отношению к Богу, по отношению к людям. Долготерпение в тех скорбях, которые в жизни любого человека бывают, никто от них не избавлен. Милосердие по отношению к ближним как бы эти ближние себя негодно не вели, тем не менее с милостью и без осуждения мы относимся к ним. Кротость в общении с людьми. Воздержание, то есть не удовлетворение всех своих потребностей, а ограничение себя в тех моментах, когда удовлетворения наших естественных потребностей нарушают Заповеди Божии.

Если это есть, то значит путь просвещения постепенно в нашей душе происходит. Если же нет, то стоит задуматься и постараться этим путем идти. Поэтому сегодня, прославляя Божественный Свет, прославляем Крестителя Господня Иоанна, который всех нас призывал: «покайтесь» (Мт. 3:2), потому что покаяние — начало стяжания этого Божественного Света.

Будем самих себя анализировать и пытаться идти этим Путем Света, чтобы тот Свет, который принес нам Господь и который был открыт и явлен всем во всех Его милостивых явлениях во Христе Иисусе, чтобы этот свет просветил наши души и сердца и сделал нас достойными сынами Света. Аминь.

 

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина,

настоятеля Казанского храма г. Кемерово 20 января 2019 года

Поделиться ВКонтакте