Не будет успокоения душе нашей… или к чему действительно нужно стремиться

В первый воскресный день наступившего святого Рождественского поста мы слышали знакомое нам Евангельское повествование, которое обычно у толкователей Священного писания называется «притчей о безумном богаче».

Господь говорит, что, одному человеку, состоятельному и богатому, его земли, нивы принесли огромный урожай. Настолько большой, что он при всей своей состоятельности не мог его складировать даже для того, чтобы сохранить. И он решил разрушить имеющиеся у него житницы, чтобы построить гораздо большие, новые, и там складировать то, что даровал ему Господь через возделанную его трудами землю.

Когда это происходит, он говорит, когда это завершу, скажу душе моей: «душа моя, много богатства у тебя припасено и сложено на многие годы, теперь ешь, пей и веселись. И далее Господь говорит: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут у тебя и тогда кому достанется то, что ты накопил и собрал?».

Безумство богача состоит не в том, что он решил создать более вместительные хранилища для богатства, а в том, что он именно к душе своей обратился вот с этими словами: «Душа, ешь, пей, веселись, потому что много собрано у тебя, можешь теперь жить расслабленно». И Господь указывает на то, что за плечами каждого из нас всегда стоит смерть. Это не секрет для православных: тот, кто внимательно относится к тому, о чем мы молимся и о чем поем на наших богослужениях, не может не заметить, что с самого начала вхождения человека в Церковь. В каком бы возрасте это ни произошло, в младенчестве, в совершенном, юном или зрелом возрасте, но, тем не менее, на каждом богослужении мы молимся, чтобы Господь нам даровал христианскую кончину жизни нашей, «безболезненну, непостыдну и мирну», чтобы в мирном состоянии духа предстать пред судом Божиим, то есть то, что этот переход состоится, а когда он произойдет — это все прекрасно знают и осмысляют.  Но забота века сего, мирская, житейская суета, занятия, направленные на то, чтобы здесь, на земле каким-то образом жить, питать себя, питать своих ближних, содержать семью – это, зачастую, заслоняет в нашем сознании и начинает скрывать от нас, уводит на второй план то, что всегда должно находиться на первом плане — забота о душе, забота о вечном, и, по слову Господа, искание прежде Царствия Божьего и правды Его. Это, наверное, для каждого неизбежно, если об этом думать, если к этому возвращаться мысленно.

Для любого человека, неважно каким делом он занимается, будь он бизнесмен, будь он бюджетный работник, будь он просто какой-то частный труженик или пенсионер, будь он даже священнослужитель — эта текучка житейская, суета,  зачастую главное от нашего сознания заслоняет. И смысл этой притчи Господа, которую мы каждый год читаем, именно об этом нам напоминает, что прежде нужно искать Царствия Божьего и правды Его, а все остальное приложится нам.

Когда Господь дает нам возможность приобрести что-то большее в этой земной жизни, имеется ввиду материальное, больше чем необходимо нам для сохранения нашей жизни, для того чтобы есть, пить, одеваться и жить достойно, то вот эта радость от такого приобретения не должна заслонять от нас самого главного смысла нашей жизни — искания Царствия Божьего, не должна нас приводить в состояние этого безумного богача, когда мы, приобретя многое, считаем, что все, теперь для нашей души должен наступать покой. Это для тела возможно, может для каких-то излишних трудов в таком состоянии может наступить покой, но стремление к Царствию Небесному, достижение духовной чистоты, в которой только и возможно вхождение в Царствие Небесное — это дело всей нашей жизни.

Вспомним другие слова Христа, что от времен Иоанна Крестителя Царствие Небесное силой берется и никогда не может наступить в перспективе этой земной жизни, до того как Господь призовет нас к Себе, когда мы можем сказать: «все, душа, ешь, пей, веселись, успокойся, потому что ты многое приобрела», пусть даже это будут нематериальные приобретения. Вспомним святых отцов, которые всю жизнь проводили в посте, в строгом воздержании, в доброделании и в глубокой сосредоточенной молитве, такой молитве, какая мало у кого из нас имеется, если вообще имеется у кого-то. Но даже в этом состоянии святые отцы, когда приходили к моменту разлучения души с телом, к моменту, когда Господь их призывал, они осознавали себя величайшими грешниками. То есть, даже доброделание не может в перспективе земной жизни иметь такую точку, в которой мы можем сказать: «все, душа, ты скопила многие богатства духовные, приобрела так, что тебе хватит с лихвой, чтобы приобрести билет в Царствие Небесное, теперь ешь, пей, веселись и успокаивайся, потому что даже если мелкие грехи совершишь, то те предыдущие добродетели их перекроют. Вот такого быть не может. Это ложь, это обман, это прелесть, это тот путь, который не приведет нас никогда к Небесному Царствию. Поэтому сейчас, когда наступил святой Рождественский пост, а более подробно мы о нем поговорим сегодня, после богослужения, на нашей уже внебоголужебной беседе, как раз время подумать, в каком состоянии прибываю я, как я откликаюсь на то, что Бог мне дает, благодарю ли Бога за те дары, которые Он мне дал и обращаюсь с ними как со средствами приобретения Царствия Небесного, трачу не только на себя, но и ближним стараюсь помочь и не считаю это чем-то таким, что может успокоить меня здесь, на земле. Или же напротив — это земное благо, зачастую, успокаивает меня и я вопреки Священному писанию надеюсь на князей, на сынов человеческих и на земные приобретения, считая, что Царствие Небесное приложится к этому. Подумать, и, если все-таки я иду правильным путем, не считаю что-то приобретаемое здесь как какое-то высшее благо для себя, а только лишь как средство для жизни земной и как средство для стяжания Царствия Небесного, то пусть этим путем и дальше я иду. Если же заботы житейские затмевают от меня образ Христа и на них я больше сосредотачиваюсь, то постараюсь в дни, когда Церковь призывает нас к некому духовному сосредоточению, в дни Рождественского поста, это внутреннее свое состояние исправить.

И сегодня совершается память святого, о котором нельзя не сказать несколько слов. Это святитель Филарет Дроздов, митрополит Московский и Коломенский, канонизированный нашей Церковью в 1994 году. Святитель Филарет действительно выдающийся святой и выдающийся деятель церковной и гражданской истории нашего Российского государства, нашей Русской Православной Церкви. Он родился в конце 18 столетия и уже в возрасте 36 лет за свою образованность и духовную жизнь, за свою выдающуюся грамотность, а самое главное — за способность те знания, которые он получил, обучаясь в Московской духовной семинарии-академии, передать другим людям, не только собратьям-монахам, не только собратьям-священникам, а огромному количеству мирян, простых русских людей, привело к тому, что он стал архиереем, какое-то время был ректором Санкт-Петербургской духовной академии, затем был епископом в Твери, немного в Ярославле, и, в конце концов, был назначен митрополитом Московским и Коломенском. Это был период, когда в Русской Церкви не было патриаршего управления, когда в 1721 году император Петр Первый создал Священный Синод и Русская Церковь управлялась не так как все остальные, а имела коллективный орган, так называемый Синод, который состоял из нескольких архиереев и который решал все церковные вопросы, но не имел первого среди равных. И тем не менее, авторитет архимандрита Филарета был настолько высок, что после некоторого его архиерейского служения, по такому негласному соглашению все архиереи Русской Церкви считали всероссийским митрополитом и старшим среди себя.

О нем очень много можно говорить, о его высокой духовной жизни, о его замечательных проповедях. Но, наверное, самое главное, что касается всех нас, что важно из его духовного наследия, что имеет отношение к каждому из нас, это то, то он приложил величайшее усилие для того, чтобы сломать стереотипы в сознании руководства Церкви, целого ряда архиереев, и светских властей, которые в то время очень активно участвовали в Церковной жизни, и собственно говоря, упразднение патриаршества Петром Первым, и введение Священного Синода. По большому счету, Петр I превратил Церковь в одно из министерств Российского Государства. Хорошо это или плохо — отдельный разговор, но это было именно так.

Так вот, в каком отношении он сломал стереотип, в отношении того, что нельзя переводить Священное писание на современный язык — в то время богослужение в Церкви, как и сейчас, совершалось на церковно-славянском языке, а Священное писание было только в церковно-славянском переводе. Но к началу 19 века разговорный язык ушел далеко вперед и для многих людей далеко не все было понятно, что читалось на церковно-славянском языке.

Митрополит Филарет произвел большое усилие в необходимости создания Русского перевода Священного писания. И тот текст Библии, которым мы сейчас пользуемся, он так и называется «Синодальный перевод» этотего, наверное, самое главное детище, потому что он сам был участником и переводчиком той группы, которая занималась этим переводом, перевел Евангелие от Иоанна, и он же создал правила перевода. Понятно, что любой перевод не может абсолютно точно передавать язык оригинала. Любой перевод имеет какие-то неточности, ошибки, как и наш Синодальный перевод, но тем не менее, это гораздо более понятные тексты, нежели те, которые мы читаем на церковно-славянском языке. В этом мы ему все должны быть благодарны.

И еще один немаловажный аспект его деятельности — он составил Православный Катехизис, которым мы до сих пор пользуемся, это одна из книг, по которой до сих пор учатся наши семинаристы и которая для многих мирян является начальным введением в основы Православной Веры, очень полезный труд, особенно для тех, кто только приходит в Церковь. Еще одним его деянием, уже общественно-политическим, это то, что именно ему Император Николай Первый поручил составление манифеста об освобождении крестьян от крепостного права. Когда был подписан Царский Указ об этом, то понятно, что в крестьянских массах начались большие волнения, потому что для народного сознания какие-либо изменения, в том числе изменения, касающиеся напрямую их образа жизни, всегда воспринимались очень напряженно. Нам в советской школе говорили, что крестьяне воодушевленные все с радостью восприняли, что их освободили от крепостного права, потому что на самом деле далеко не везде и далеко не все жили как-то плохо и бедно, находясь в зависимости от помещиков, были достаточно зажиточные крестьяне. А на самом деле было совсем не так, и крестьян эта реформа напугала, и состояние было такое, что могли быть крестьянские восстания, протестующие против этой реформы. И именно Филарет Московский, в то время имея огромный духовной авторитет во всей Русской Церкви, стал автором манифеста  Он смог подать и разъяснить крестьянству суть этой реформы так, что все обошлось без каких-либо народных волнений и кровопролитий. Поэтому сегодня мы чтим память этого великого святого и будем стараться по его завету, ведь он именно для того переводил Священное писание на понятный русский язык, чтобы мы его читали, изучали, углублялись в него и через это приобретали возможность войти в Царствие Небесное. Будем изучать Священное писание и стараться, чтобы все наше обогащение было направлено на обогащение в Боге, на приобретение духовных даров, на приобретение духовных добродетелей, чтобы быть достойными сынами и дочерьми Царствия Небесного.

 

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина,

настоятеля Казанского храма г. Кемерово

2 декабря 2018 года.

 

 

Поделиться ВКонтакте