Господь мой и Бог мой! — проповедь о.Евгения Сидорина в день Антипасхи

«Господь мой и Бог мой!» — такие слова сказал апостол Фома, удостоверившись в реальности воскресшего Спасителя. Но здесь вспоминаются и другие слова, которые сказал уже спустя три столетия после этих событий один из учителей Церкви Терутлиан: «Credo quia absurdum» (Верую ибо абсурдно). Где же здесь абсурд? Где же здесь нарушение логики?

Казалось бы, если разобраться в тексте священного писания, Фома — один из ближайших учеников Христа усомнился, не поверил словам своих собратьев, таких же Апостолов, которые на протяжении нескольких лет были свидетелями великих чудес, в том числе и воскрешения из мертвых, того, что творил Христос, свидетелями Его проповеди. И, когда на третий день Воскресший Христос явился затворенным в сионской горнице ученикам своим,  Фомы уже не было. А когда он вернулся и уже не было Христа, ученики, обрадованные поделились этой радостью с ним, а он усомнился. Он им не поверил, поэтому и в народе сегодня поговорка такая есть: «Фома неверующий». И Господь его посрамляет, когда второй раз, через неделю является (собственно сегодня это событие мы и празднуем), прошла неделя и вот уже всем ученикам является воскресший Христос вновь, преподносит им благословение и призывает Фому подойти и убедиться, удостовериться. И посрамленный апостол падает ниц со словами: «Господь мой и Бог мой». Господь говорит: «Ты поверил, потому что видел, но гораздо более блаженны не видевшие, но уверовавшие.

Вроде бы понятно, что апостол Фома не в лучшем свете был представлен, а мы празднуем его память. Мы торжествуем его и не как обычно, ведь чаще всего святых мы празднуем в день их исшествия из этого мира, и чаще всего это исшествие было не добравольное, по крайней мере, это касается апостолов – все из них, за исключением Иоанна Богослова, умерли мученической смертью, приняли смерть за проповедь христианства. А сегодня это не день памяти апостола Фомы, то есть это воспоминание тех событий, и, тем не менее, мы его торжествуем. Зачем же Церковь нам в такой великий праздник представляет такой эпизод — неделя прошла, называется «Антипасха» и — в центре фигура апостола Фомы. Есть над чем задуматься и понять, что наша человеческая логика часто здесь не работает, потому что другая, Божественная, не только справедлива, не только правосудна, истинна, но она еще и милосердна. Господь относится к нам как мать относится к своему ребенку, прощает все ошибки, осознает нашу немощь и слабость. И на примере апостола Фомы и показано то, что человеческое сознание не может вместить: как же так — я же сам видел это бездыханное тело не просто внезапно сканчавшегося человека, как иногда бывает, и здесь, к сожалению, в нашем мире, а истерзанное и пытками, и издевательствами, и, наконец, крестной страшной смертью. Здесь никаких сомнений ни у кого нет и быть не может, что Христос действительно умер на кресте, да никто из нас не выжил бы, каким бы здоровьем и силами не обладал. Поэтому как же это может быть, такого никогда не было, мало того — это не просто воскресение какого-то одного человека, это Воскресение Богочеловека, которое означает победу над самым страшным врагом, который до этого царствовал в этом мире, был таким тираном и всех своих подданных держал в жесточайших цепях и оковах, не позволяя им ни влево, ни вправо сдвинуться. Я говорю о смерти и о том рабстве греху, которое царствовало в этом мире. И вдруг эти оковы, тысячелетия сковывавшие каждого человека, вдруг они на глазах распадаются и исчезают в воздухе. Как же здесь поверить? Это не неверие, о котором мы имеем опытное представление в ХХ веке, это не атеизм, вера в то, что Бога нет. Наш ум пытается понять и изнемогает, потому что это — не от мира сего. И дело в том, что, если мы будем внимательно читать Евангелие, мы увидим и убедимся, что не один апостол Фома сомневался. Сегодня читалось на молебне Евангелие, вчера на утрене, где также сказано, что когда Господь явился в Галилее, то некоторые из учеников поклонились, а некоторые (не один Фома, а несколько человек) усомнились, и таких мест немало в Евангелии. Это странно, это не вмещается ни в какие человеческие представления, потому что это Божественное. И вот сегодня Церковь призывает нас быть вместе с Фомой, то есть, осознавая нашу немощь, в том числе и немощь нашей веры тем не менее преклониться, опять же с силой, пусть небольшой, с горчичное зерно верой, перед Воскресшим Спасителем со спасительными словами: «Господь мой и Бог мой!». Аминь.

 

Проповедь протоиерея Евгения Сидорина,

штатного священнослужителя храма

 Казанской иконы Божией Матери 15 апреля 2018 года

Поделиться ВКонтакте