Преподобный Никифор (Дзанакакис), Прокаженный, монах

Никифор (Дзанакакис), Прокаженный (1890 — 1964), монах, преподобный

Память 22 декабря (Конст. [1])

В миру Николай Дзанакакис, родился в 1890 году в крестьянской семье в с. Сирикари в западной части Крита.

Детские годы

Родители святого, Николай и Гликерия, были благоговейными и простыми людьми. Мать в свое время посетила Святую Землю и погружалась в Иорданские воды. Однако, хотя в семье и царил дух благочестия, Николай не успел вполне воспринять этот дар: в раннем возрасте он лишился и объятий матери, и ласки отца, обретя многие скорби и горечь сиротства. Его вырастил дедушка Иоанн (Янис) Тзанакакис.

В возрасте тринадцати лет он покинул дом, разлучившись с теплом домашнего очага, любимыми братьями и сестрами, друзьями, вместе с которыми рос и играл.

Дедушка привез внука в Ханью и оставил в парикмахерской, чтобы он подрабатывал и одновременно овладевал ремеслом. Это была, конечно, не самая лучшая доля — доля одиного сельского мальчишки в большом городе. Но он оказался таким смышленым, обаятельным, общительным, что все полюбили его.

Именно в этот период в жизнь вошла тяжкая скорбь и горечь страданий: на коже появились первые признаки проказы. Это был знак будущего креста, печать мученичества.

С течением времени болезнь прогрессировала, симптомов становилось все больше.

Проказа или болезнь Хансена, как ее называют по имени норвежского врача, который открыл ее возбудителя, часто упоминается в Священном Писании (Лев. 13:1 — 14: 57, Мф. 8:1 — 14, Лк. 5: 12 — 14 и 17: 12 — 19, Мк. 1: 40 — 44). Прокаженных боялись, их изолировали, относились к ним со страхом и отвращением. Только в последние годы, благодаря развитию медицины и открытию вакцины от этой болезни, их положение изменилось к лучшему.

Обнаружив признаки болезни, юный Николай перепугался и смутился. Внезапно тринадцатилетний подросток распрощался с детством, его радостями и смехом. Он распознал симптомы болезни, потому что о них рассказывали школьные врачи той эпохи. Имел он понятие и о том, что последует со стороны властей: изгнание, изоляция и заключение на острове Спиналонга.

В шестнадцать лет, когда признаки болезни постепенно становились все более явными, чтобы избежать погребения заживо на Спиналонге, Николай тайно и тихо бежал на некоем корабле в Египет и прибыл в Александрию.

Симптомов становилось все больше, они сделались более явными, особенно на лице и руках. Семь-восемь лет спустя они стали острыми. Николая это удручало и ужасало, но не знал что делать, и как все это скрыть.

Тогда Николая просветил всеблагой Бог открыть свое горе одному из архиереев. Тот успокоил Николая, поддержал, окружил заботой и пониманием. Одним словом, повел себя, как истинный пастырь. Этот благословенный человек понял, что имеет дело с душой хотя и человека больного, но святой и чистой, необычной, не от мира сего, осененной благодатью Святого Духа.

Поэтому он немедленно связался со святым Анфимом Вагианосом, которого давно знал, и который в то время проходил священническое служение в лепрозории Хиоса и отправил к нему дав билеты и денег на первое время.

Прокаженный на острове Хиос

В этом благословенном месте для Николая начался новый период доброделания. В течении двух лет старец Анфим испытывал его зрелость и готовность к святой и Ангельской схиме, а потом постриг с именем Никифор.

Следующие пятнадцать лет Анфим оставлял нового монаха близ себя, не спуская с него неусыпного отеческого взгляда. Давал советы, наставлял, обучал выстаивать в духовных бранях бдениями, постами и молитвами. Святой видел, что имеет дело с землей доброй и плодоносной, и сеял в нее духовные семена, помогал в борьбе против страстей, помыслов и демонов, с целью стяжания высоких добродетелей.

В это именно время преподобный Никифор восходил от силы в силу.  Его послушание святому духовнику было безусловным, подлинным и совершенным. Даже и воду он пил по благословению, как нам поведала игумения Вриена. Трапеза его была строго монашеской, без мяса, по понедельникам, средам и пятницам, а также в Великую Четыредесятницу — и без масла, несмотря на то, что он жил в лечебнице и принимал очень много лекарств.

«Дедуля» — так преподобного Никифора называли в лепрозории.  Приготовление его скромной трапезы взяла на себя умелая повариха лечебницы. Она была из беженцев Малой Азии, прежде бесноватая, исцеленная святым Анфимом.

Святой Анфим начал строительство обители Богородицы Помощницы еще в 1927-м году, и, преодолев многие трудности и препятствия, закончил строительство в 1930-м. Там он поселил монахинь из  Малой Азии, которые пришли  в Грецию с беженцами во время изгнания 1922-го года, и расселились на острове по разным домам, как странницы. Позже в обитель пришли и многие благословенные души из местных, которые пожелали посвятить свою жизнь Господу. При обители поселился и сам святой Анфим, как настоятель, после того, как оставил место священника в лепрозории.

 

Икона Пресвятой Богородицы Помощницы

 

Пресвятая Богородица видимо явилась ему и сказала: «Возьми Мою и икону и позаботься о ней, и увидишь, что произойдет через нее». Так и сделал преподобный, покрыл ее позолотой, благоговейно украсил. И стали происходить ежедневные и многие чудеса. Молва об иконе Божией Матери «Помощница» и святом Анфиме разлетелась по всему Хиосу, привлекла множество верных.

В домиках лечебницы размещались по двое-трое. Но отец Никифор жил один, как монах, и молился в ночные часы, совершая метания без числа, пока руки и ноги его не изуродовала болезнь. Подвиги его видел и передал нам его послушник Федюшка, ныне господин Феодор. Он же поведал, что преподобный никогда ни с кем не спорил. Каждый вечер бил он в било храма святого Лазаря, собирая больных, и читал повечерие с акафистом Пресвятой Богородице.

Утром, с помощью одной болящей монахини, совершал утреню. По Воскресеньям и праздникам исполнял обязанности певчего и уставщика. Блаженнейший митрополит Хиосский Пантелеимон Фостинис, который несколько раз слышал его пение, говорил: «Этот монах поет, словно Ангел».

Прп. Никифор Прокаженный

 

Постепенно болезнь привела к потере зерения. Слепота доставляла отцу Никифору множество неудобств в повседневной жизни. Но она же оживила в нем и нечто более высокое и прекрасное: у него отверзлись мысленные, духовные очи. Те очи, которыми смотрят Ангелы, и которыми зрится Бог, как сказал преподобный Антоний Великий.

Последние годы в Афинах

В 1957-м году Хиоасский лепрозорий закрылся, а больных, в том числе и отца Никифора, отослали в клинику борьбы с лепрой святой Варвары в Афинах. В то время там жил больной монах отец Софроний Саридакис (будущий отец Евмений). В письме к нему, которое привез с собой отец Никифор, святой Анфим Хиосский писал: «Прими это сокровище, что посылает тебе Богородица, от которого получишь великую пользу в житии своем от его жития. Хотя он и малосхимник, но вместе с тем — совершенный монах. И ты станешь совершенным, если послужишь ему до конца жизни».

Почтение, любовь и благоговение отца Евмения пред лицом своего старца стали притчей во языцех и примером для многих.

Сам преподобный Никифор никогда ничего не требовал, несмотря на всю свою физическую немощь. Его личные качества были совершенно противоположны нраву тех, кто становится придирчивым и требовательным в той же болезни и оправдывающимся ею.

В нем все видели только крайнюю кротость, смирение, послушание, уклонение от каких бы то ни было претензий. Он прилежал непрестанной молитве, с радостью претерпевая все трудности своего положения. За такое терпение Господь даровал ему множество благодатных даров, один из которых — утешение находящихся в печали.

Множество народа стекалось сюда, и это были бездомные, безвестные, изнемогающие от тоски, боли и притеснений, павшие духом. Все эти несчастные, начиная посещать старца, рядом с ним обретали покой и облегчение.

Блаженная кончина

4 января 1964 года, в возрасте 74 лет, преподобный отец наш Никифор предал дух свой в руце Господа. Отпет на следующий день, в канун Богоявления, в храме клиники в честь святых Бессребренников. Погребальное шествие сопровождали многие больные, друзья и посетители усопшего. Похоронен в небольшой усыпальнице для пациентов. Но похороны превратились в священнодействие, напоминающее великое торжество древней Церкви.

Когда мощи подняли из гроба, они благоухали. Согласно с волей Дедули, они перешли во владение и хранение отца Евмения. Тот сберегал их с великим благоговением в кивоте в своей комнате.


Блаженнейший Евмений говаривал: «Дедуля мой здесь, со мной», и, вынимая кивот со святыми мощами, которые благоухали неизреченно, часто окуривал их фимиамом. Таким образом он проявлял то великое благоговение, то глубокое почитание и ту безмерную любовь, которые питал к своему духовному отцу.

Чудеса

Отец Евмений рассказывал, что однажды вечером, как только он приготовил отца Никифора ко сну, тоже ушел к себе отдохнуть. Но сон не шел. К тому же его мучило беспокойство, все ли он сделал как следует и хорошо ли закрыл заслонку печи. Все эти помыслы тревожили его.

В конце концов он встал и отправился к Дедуле. Чтобы не побеспокоить его, если он уже уснул, отец Евмений не стал стучать в дверь и не стал говорить «Молитвами отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», как это принято у монахов, и не стал дожидаться ответа «Аминь», а осторожно приоткрыл дверь.

И что же он видит?

Отца Никифора, стоящего на воздухе примерно на метр от пола с воздетыми на молитве руками. Лицо его сияло, как солнце.

Пораженный увиденным, отец Евмений, не произнося ни слова, тихо затворил дверь и пошел в свою келью. Там он упал лицом в землю и плакал, воздыхая, боясь, что огорчил Дедулю тем, что, не постучав, оказался невольным свидетелем его чудесного стояния. Но вместе плакал он и от радости, ибо видел собственными глазами, сколь велик и добродетелен его духовный отец.

Утром, придя исполнить свое обычное служение, он сделал покаянный земной поклон и просил прощения за свою оплошность.

Но преподобный Никифор с улыбкой простил его сразу же и просил никому не открывать то, что он видел.

3 декабря 2012 года был причислен к лику святых Священным Синодом Константинопольской Православной Церкви.

 

Тропарь

Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренне, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.

 

 

Источники:

1. https://drevo-info.ru/articles/24343.html;

2. http://ermyinia.blogspot.com/2014/03/normal-0-false-false-false.html.

Поделиться ВКонтакте