О посте и молитве

Всякому известно, что если некто просил у Бога чего-то явно хорошего и полезного, но не получил, то он, скорее всего, «плохо молился». Сам я не знаю, как отличить плохую молитву-просьбу от хорошей по качеству. Некоторые считают: хорошая молитва бывает, когда сопровождается покаянием и постом, как в Ниневии. Вот только работает это не всегда.
Взять, вот, Давида царя. Когда он просил Бога сохранить жизнь старшему брату Соломона, то покаялся, ничего не ел, лежал на земле и молился так: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Но Бог не внял молитве Давида. С одной стороны, понятно — прелюбодей и убийца, какие тебе милости и шедроты? А с другой — он у нас в святцах, между прочим, мы сами ему молимся.

А вот два города: Назарет и Капернаум. Между ними нет и пятидесяти километров. В одном были чудеса великие, в другом их почти не было. Может, назаряне плохо постились, в отличие от Капернаумских граждан? Или молились вяло?
Фарисеи — вот те уж точно хорошо постились и прочитывали все положенное правило. Уверен, что они даже не отвлекались и не рассеивались на молитве.
Также постились и молились сыновья первосвященника Скевы, заклиная бесов именем Христовым. Но лишь оказались избиты одержимым.
Апостолы вообще ничего не соблюдали: ночью спали, днем слушали Христа и ходили с Ним, не постились, не хранили традиций. Но лишь однажды их постигла неудача — во время Преображения Господня они не смогли изгнать беса из мальчика. А до того случая и после — пожалуйста, сколько угодно.

И вот, почему-то кажется мне, что пост, не имеющий цели сэкономить на изысканной пище в пользу более простой и дешевой, чтобы накормить нищего пирожными, не работает ни в какую сторону, кроме подпитывания гордости. А гордым Бог противится. Да и почти медитативное погружение в молитву, когда нет времени найти, кому оказать благодеяние, тоже не особо-то ценная штука.
А почему Господь на одни молитвы откликается, на другие — нет, то мне лично неведомо. Наверное, у Него есть на это причины. В конце концов, Он не золотая рыбка, которую мы поймали и отпустили в надежде на исполнение желаний.

Автор протоиерей Сергей (Адодин)

Поделиться ВКонтакте