Святые благоверные Петр и Феврония Муромские

День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году — в воскресенье, предшествующее 19 сентября, в честь перенесения мощей и 8 июля в день их праведной кончины.

С 2008 года в России отмечается День семьи, любви и верности. Петр и Феврония, день памяти которых, 8 июля (25 июня) и стал датой празднества, считаются православными покровителями брака и семьи.

Что мы знаем о них?

Единственный источник сведений о святых — «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии»), написанная в конце 1540-х годов.

Агиография (житие святых)

Согласно Повести когда-то Муромом правил брат Петра князь Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что к жене того князя стал летать крылатый змей на блуд. И являлся он перед ней в образе самого князя. Жена же рассказала обо всем своему мужу. Но не зная как совладеть со змеем Петр сказал ей выведать у змея от чего его смерть будет. И выведала жена, что смерть ему будет от «Петрова плеча и от Агрикова меча».

Поведал о том князь Петру и решил Петр убить змея, только одно смущало его — не было у него Агрикова меча. И вот, Петр был один в церкви за городом где явился отрок и достал ему Агриков меч из щели меж плитами в алтарной стене. Тогда взяв меч нашел Петр змея и ударил его мечем. Змей же, обратившись в свое естественное обличье, затрепетал и умер, обрызгав блаженного Петра своей кровью. От той крови появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь, исцелиться от которой многие врачи не могли помочь Петру.

Узнал Петр, что Рязанской земле много врачей и отправил туда своих слуг.

Один из княжеских отроков забрел в село, называемое Ласково. Пришел он к воротам одного дома и никого не увидел. Зашел в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка — и ткала холст, а перед нею скакал заяц.

И сказала девушка: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» Юноша же, не поняв этих слов, спросил девушку: «Где хозяин этого дома?» На это она ответила: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Юноша же не понимал слов девушки, дивился, видя и слыша подобные чудеса, и спросил у девушки: «Вошел я к тебе и увидел, что ты ткешь, а перед тобой заяц скачет, и услыхал я из уст твоих какие-то странные речи и не могу уразуметь, что ты говоришь. Сперва ты сказала: плохо, когда дом без ушей, а горница без очей. Про отца же и мать сказала, что они пошли взаймы плакать, про брата же сказала – «сквозь ноги смерти в глаза смотрит». И ни единого слова твоего я не понял!»

Она же сказала ему: «И этого-то понять не можешь! Пришел ты в дом этот, и в горницу мою вошел, и застал меня в неприбранном виде. Если бы был в нашем доме пес, то учуял бы, что ты к дому подходишь, и стал бы лаять на тебя: это — уши дома. А если бы был в горнице моей ребенок, то, увидя, что идешь в горницу, сказал бы мне об этом: это — очи дома. А то, что я сказала тебе про отца и мать и про брата, что отец мой и мать пошли взаймы плакать – это пошли они на похороны и там оплакивают покойника. А когда за ними смерть придет, то другие их будут оплакивать: это – плач взаймы. Про брата же тебе так сказала потому, что отец мой и брат – древолазы, в лесу по деревьям мед собирают. И сегодня брат мой пошел бортничать, и когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Если кто сорвется, тот ведь с жизнью расстанется. Поэтому я и сказала, что он пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть».

Говорит ей юноша: «Вижу, девушка, что ты мудра. Назови мне имя свое». Она ответила: «Зовут меня Феврония».

Тогда юноша сказал ей, что он слуга муромского князя Петра, который тяжело болен. И не нашел исцеления от врачей в своем княжестве. Но слышал, что здесь много врачей поэтому повелел он найти их.

На это она ответила: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!».

Юноша быстро возвратился к князю своему и подробно рассказал ему обо всем. Благоверный же князь Петр повелел отвезти его ней.

Когда князь приехал к ней велел своим слугам передать, что тот врач, который его исцелит получит богатую награду. Она же ответила: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». И передали князю, что сказала девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: «Как это можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!». И послал к ней, передать, что если вылечит, возьмет ее себе в жены. Она же, взяв небольшую плошку, зачерпнула ею хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!».

Сделал так князь и на утро все тело его стало здорово и чисто, только один струп остался, который он не помазал, как наказывала девушка. Но не захотел он взять ее в жены из-за происхождения ее, а послал ей дары. Она же не приняла.

Князь Петр вернулся в Муром, выздоровевшим, но от струпа, который был не помазан пошли новые струпья по всему телу. И опять возвратился князь к девушке за исцелением. И дал ей твердое слово, что возьмет ее в жены. И она снова, как и прежде, дала то же самое лечение. Он же, быстро исцелившись, взял ее себе в жены.

И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди.

Бояре возмутились происхождением Февронии, считали её недостойной быть княгиней, и заявили Петру: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром».

Петр и Феврония приняли своё изгнание со смирением и отплыли на двух лодках по Оке.

В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав ему: «Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда сказала она снова: «Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего». Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: «Одинакова вода или одна слаще другой?» Он же ответил: «Одинаковая, госпожа, вода». После этого она промолвила: «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям.

Вскоре после этого в Муроме началась кровавая борьба за княжеский престол. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, отпарили догнать князя с женой и попросить вернуться на княжеский престол.

Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Достигнув преклонных лет, по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Ефросиния. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили у Бога единовременной кончины. Супруги завещали положить их в одну гробницу, которую для себя приготовили. Благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час.

Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом.

Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы.

Написание Повести

Автором Повести о Петре и Февронии является известный публицист эпохи Ивана Грозного – Ермолай-Еразм, автор таких работ как «Книга о Троице», «Благохотящим царем правительница», «Слово о разсуждении любви и правде и по побеждении вражде и лжи».

Повесть создана в 40-ые годы XVI века, но сама легенда о героях и начало их почитания относятся куда к более раннему периоду, как и церковная служба Петру и Февронии.

Повесть была написана как житие, в преддверии канонизации муромских чудотворцев на соборе 1547 года. Наряду с основной задачей – прославлением, Повесть имеет второе значение – преподнести читателю иносказательный смысл, поведать о силе любви и веры в Божественный промысел. И сведения для «агиографического подтекста» своего произведения Ермолай Еразм черпал из текста церковной службы и устных преданий.

В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду. Но в работах В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского князь Петр отождествляется с князем, правившим в первой четверти XIII века в Муроме – с Давидом Юрьевичем, который принял постриг с именем Петра.

Прославление и перенесение мощей

Прославление святой четы последовало на Московском Соборе в 1547 году.

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в сопровождении великого множества народа. В честь этого события синодальным решением от 26 января 2012 года был установлен дополнительный день празднования памяти благоверных Петра и Феврониии — в воскресный день, предшествующий 6 (19) сентября.

 

Рака с мощами свв. Петра и Февронии в соборе Муромского Троицкого монастыря 

Господь свёл эту чету удивительным образом. За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Все радости и невзгоды они переносили с любовью и смирением. Были они преданы друг другу и Христу. Через единство во Христе они имели единство друг в друге.

Прославлены и увенчаны благоверные князь Петра и княгиня Феврония на небесах истинными нетленными венками общим владыкой всех Христом. Ему же подобает вместе с безначальным Его Отцом и с пресвятым, благим и животворящим Духом всякая слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 

Источники:

1. Повесть о Петре и Февронии;

2. Петр и Феврония — история Дня семьи, любви и верности; (https://historyrussia.org/sobytiya/kalendar/petr-i-fevroniya-istoriya-dnya-semi-lyubvi-i-vernosti.html);

3. Петр и Феврония (https://drevo-info.ru/articles/10930.html );

4. День Петра и Февронии в 2020 году (https://foma.ru/petr-i-fevronya.html).

Поделиться ВКонтакте