Посещение святых мест

Паломничество было в почете на Руси с давних пор, поскольку такого рода путешествия, вызванные желанием самолично увидеть святые места, были сопряжены с опасностью умереть в пути: от болезней, голода, от разбойников, и т.д. Чем труднее был путь, тем почетнее считался подвиг. Современные реалии позволяют даже самый дальний путь, ранее занимавший месяцы, проделать за несколько часов неутомительного авиаперелета. Опасность умереть от инфаркта, вызванного нервным потрясением ввиду отсутствия кондиционера в номере паломнической гостиницы, пожалуй, наиболее вероятная на сегодняшний день. Имея достаточное количество денег, можно посетить абсолютно все известные святыни менее, чем за год. Напротив, христианин, к примеру, несущий Христово бремя опеки над больным близким, вынужденный подсчитывать каждую копейку, может никогда в жизни не посетить и соседней области, а не то, что увидеть Гроб Господень. Таким образом, духовная ценность паломнической поездки в числе возможных добродетелей, опускается до значения “роскошь”.

Существует мнение, что паломничество имело место еще в ветхозаветные времена, когда на праздники иудеи собирались в Иерусалиме, где бы они ни жили. Однако там речь шла о невозможности приносить жертвы в каком-либо другом месте. Сосредоточием всей религиозной жизни, праздников и ритуалов служил единственный на тот момент Храм — построенный Соломоном, восстановленный Зоровавелем и обновленный Иродом. Сегодня же, как некогда весь Израиль стекался к горе Мориа, все ведет христианина к Евхаристической Чаше. И если кто-то думает, что содержимое Чаши в Иерусалиме, в Вифлееме, на Афоне и в Казанском храме г. Кемерово различается по качеству или, прости, Господи, по “силе”, тот ошибается. Если кому-то кажется, что есть в мире большая святыня, нежели Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верующим в ближайшем храме, тот заблуждается. Если есть среди нас те, которые полагают, будто есть разница, из чьих рук причаститься: престарелого митрополита или безусого священника, блистательного проповедника или косноязычного, святого или с трудом помилованного на церковном суде — они тоже будут неправы.

А вот лично ощутить все разнообразие храмовой архитектуры, церковного пения, традиционных особенностей богослужения, и т.д. — это очень интересно. Увидеть воочию места подвигов великих святых и прославленные в истории образа — замечательно. Как по мне — это самое полезное хобби, наилучший досуг, когда всем моим близким хватило от меня любви и внимания. Но будем честны: на Страшном суде это в подвиг, все же, не вменится.

Поделиться ВКонтакте