О милостыне

“Благотворящий бедному дает взаймы Господу”, — сказано еще в Писании Ветхого Завета (Притч.19:17). Христос, открывая тайну Страшного суда над человеком, перечисляет дела, кажущиеся нам явным признаком святости: чудотворения, прозорливость, изгнание бесов… и вдруг оказывается, что все это ничтожно в Его глазах. Но почему? А потому, что все перечисленное Господь совершал Сам, это Его таланты, Его серебро, посредством которого нужно было приобрести другие ценности — любовь и милосердие. Апостол Павел, упоминая и пророческий дар и прозорливость, продолжает список потрясающих воображение талантов: дар говорения на человеческих и даже ангельском языках, совершенное знание, великую веру, абсолютное нестяжание и даже полное пренебрежение к своему телу вплоть до смерти. Все это Павел тоже считает ничтожным, если не была на эти таланты приобретена любовь (1Кор.13:1-8). “Я был голоден, и вы накормили Меня; Я хотел пить, и вы напоили Меня; Я был странником, и вы приютили Меня. Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы ухаживали за Мной; Я был в темнице, и вы пришли навестить Меня” (Мф.25:35-36). Вот, что скажет Христос стяжавшим любовь милосердным христианам, по смирению считающим себя недостойными Его Царства. Оказывается, что Он Сам принимал всю ту милостыню, что они оказывали тем, кто попал в беду.
Преподобному Кириллу Белозерскому принадлежат удивительные слова: “…поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит”. Сколько бы христианин ни прочитал молитв, как бы строго он ни постился, сколько бы монастырей ни объездил, без деятельной любви, выраженной в сострадании и милостыне, его усилия пойдут прахом. Но разве слова “раздам все имение мое” не являются ли выражением любви? Оказывается — даже такое можно делать без любви. Из тщеславия, к примеру, из страха за свою жизнь, ради сохранения душевного спокойствия, когда проситель слишком навязчив и т.д. Можно “на камеру” обойти всех страждущих с узельцами злата, но любовь не требует запечатленного смущения даропринимателя.
“Милостыня да запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому даешь”, — сказано в Дидахе — одном из древнейших памятников христианской литературы I века. Вникнуть, потратить свое время, выслушать просящего (а еще лучше, не дожидаясь просьбы, опознать попавшего в беду) и, опираясь на собственный и чужой опыт, помолясь Богу, рассудить о том, что будет самым полезным для него — это требует именно любви. Человек просит денег на мыло и веревку, чтобы удавиться? Что же подать ему? Деньги или, все же, можно выяснить, что толкает его на такой поступок? Быть может именно вы в силах решить его проблему. А может он передумает только от того, что его выслушали. Вы не узнаете этого, пока не потратите свое время. “Плачьте с плачущими”, — говорит апостол Павел. Порой и этого достаточно, ведь деньги есть не у всех. Страшно в толпе мошенников и тунеядцев не узнать страдающего Христа, ведь это может быть главной ошибкой в жизни верующего.
Как правильно благотворить, когда мы выяснили, в чем на самом деле нуждается человек? Святитель Иоанн Златоуст советует: “Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь”. И высказывание это справедливо как по отношению к имуществу, так и к личному времени. А когда милостыня сотворена, не позвольте тщеславию пробраться в вашу душу: у вас и не было ничего своего, кроме того, что вам ранее послал Бог. Нечем похвастаться. Итак, отдав Божье Ему же взаймы, получим в качестве процентов Его Царство.

 

Автор статьи: Протоиерей Сергий Адодин

Поделиться ВКонтакте