Святой святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

В миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился 27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны Войно-Ясенецких.

По воспоминанием самого Святителя, отец его был ревностным католиком, часто ходил в костел и подолгу молился дома, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял, хотя по своей должности был окружен нечестными людьми. В его православной семье он как католик был несколько отчужден. Мария Дмитриевна была по рождению православной, хотя в церковь не ходила, молилась дома. Причиной этого было ее возмущение жадностью и ссорами священников, происходившими на ее глазах. Два его брата – юристы – не проявляли признаков религиозности. Однако они всегда ходили к выносу Плащаницы и целовали ее и всегда бывали на Пасхальной утрени. Старшая сестра, курсистка, потрясенная ужасом катастрофы на Ходынском поле, психически заболела и выбросилась из окна, получила тяжелые травмы, от которых она умерла, прожив только двадцать пять лет. Младшая сестра, была прекрасная и очень благочестивая женщина.

«Я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей».

Родители его переехали в Киев, где он в 1896 году одновременно окончил 2-ю Киевскую гимназию и Киевское художественное училище, в которой проявил немалые художественные способности.

После окончания гимназии будущий Святитель Лука решил поступать в Петербургскую Академию художеств.

Но во время вступительных экзаменов им овладело тяжелое раздумье и мысль: «я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей».

На медицинский факультет поступить он не смог, потому-что все вакансии уже были заняты.

Так как у него была большая нелюбовь к естественным наукам, интерес к наукам гуманитарным, поступил на юридический факультет, чтобы после перейти на медицинский.

Но через год его опять неодолимо повлекло к живописи, он отправился в Мюнхен, где поступил в частную художественную школу. Однако уже через три недели тоска по родине неудержимо повлекла домой, он уехал в Киев и еще год занимался рисованием и живописью.

«Жатвы много, а делателей мало»

В это время впервые проявилась его религиозность. Он каждый день, а иногда и дважды в день ездил в Киево-Печерскую Лавру, часто бывал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки того, что видел в Лавре и храмах. Так получилось много зарисовок, набросков и эскизов молящихся людей, лаврских богомольцев, приходивших туда за тысячу верст, и как вспоминает святитель: «Я пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова, ибо уже ярко определилось основное религиозное направление в моих занятиях живописью. К этому времени я ясно понял процесс художественного творчества».

Правильное представление о Христовом учении Валентин Феликсович незадолго до этого вынес из усердного чтения всего Нового Завета, который, по старому обычаю, он получил от директора гимназии при вручении аттестата зрелости как напутствие в жизнь.

Огромную силу впечатления на него произвело то место Евангелия, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал им: Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9, 37). Он после этих слов молча воскликнул: «О, Господи! Неужели у Тебя мало делателей?!».

Стремясь быть полезным для простых крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью, Валентин Феликсович перешел на медицинский факультет Киевского университета. Изучая физику, химию, минералогию ему приходилось пересиливать себя, но тем не менее в 1903 г. с отличием окончил университет.

Практика 

 

Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лечил их, а его мать — кормила.

 

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года

В январе 1904 г. во время войны с Японией, направлен на Дальний Восток и работал в г. Чите заведующим хирургического отделения госпиталя. Здесь Валентин Феликсович познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой» и женился на ней.

Возвращение зрения

Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.

В другой раз Войно-Ясенецкий прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу и увидел мир, представлявшийся ему совсем по-иному. К нему подвели лошадь: «Видишь? Чей конь?» Мальчик смотрел и не мог ответить. Но привычным движением ощупав коня, закричал радостно: «Это наш, наш Мишка!».

Гениальный хирург обладал невероятной работоспособностью. С приходом Войно-Ясенецкого в больницу Переславля-Залесского число проводимых операций возросло в несколько раз! Спустя время, в 70-х годах врач этой больницы с гордостью докладывал: делаем полторы тысячи операций в год — силами 10-11 хирургов. Внушительно. Если не сравнивать с 1913 годом, когда один Войно-Ясенецкий делал в год тысячу операций.

Регионарная анестезия

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз.

В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертациюна тему: «Регионарная анестезия» — самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. За книгу Войно-Ясенецкого на эту тему, будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.

Переезд в Ташкент

С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе. В 1919 г. в возрасте 38 лет скончалась его жена от туберкулеза, оставив четверых детей.

В 1920 году Валентин Феликсович возглавил кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте. Его бывшие ученики рассказывали чудеса об его изумительной хирургической технике. На его амбулаторные приемы больные шли непрерывным потоком.

«Доктор, вам нужно быть священником»

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие, ближе сошелся с духовенством, принимал участие в церковных делах. Как он сам рассказывал, однажды он выступил на епархиальном съезде. После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, — вспоминал Владыка Лука, — но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!».

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней – в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.

«Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно?»

Однажды, вскоре после рукоположения, он выступал в Ташкентском суде по «делу врачей», которых обвиняли во вредительстве. Руководитель ЧК спросил отца Валентина:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Раскол и одиннадцать лет ссылок

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера.

Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Евангелиста, врача и апостола Луки и отправил его в небольшой городок недалеко от Самарканда.

Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент он был арестован органами безопасности (ГПУ), и по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии осужден на к ссылке на Енисей.

Так началась череда из четырех ссылок, в которых святитель Лука провел одиннадцать лет.

Второй арест

В марте 1924 года был вновь арестован и отправлен под конвоем в Енисейскую область, в январе 1925 года его высылают в Плахино — глухое место на Енисее за Полярным Кругом

Все многочисленные церкви г. Енисейска, где он жил, так же, как и церкви областного города Красноярска, были захвачены обновленцами. Епископ Лука с тремя сопровождавшими его священниками совершал литургию в своей квартире, в зале, и даже рукополагал там священников, за сотни верст приезжавших к православному архиерею.

Третий арест

В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку в Архангельск, где он продолжил амбулаторный прием и лечение больных.

В 1934 году после возвращения в Ташкент Лука издал «Очерки гнойной хирургии», за которую в 1946 году ему и дали Сталинскую премию.

Четвертый арест

В четвертый раз святитель был арестован в 1937 году, вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Снова следует новая высылка в Сибирь.

Военное время

Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел святителя Луку в сан архиепископа Красноярской кафедры (1942). В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске, а потом — консультантом всех красноярских госпиталей. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — вспоминает владыка. — Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».

В 1945 г. получив медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.», архиепископ произнес ответную речь: «Я вернул жизнь и здоровье сотням, а может, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей вине». Председатель облисполкома стал было говорить, мол, надо забыть прошлое и жить настоящим и будущим, на что владыка Лука с присущем ему характером ответил: «Ну нет уж, извините, не забуду никогда!».

Назначение в Крым

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Святитель Лука скончался 11 июня 1961 года. Похоронен на городском кладбище Симферополя. Мощи были перенесены с кладбища у Всехсвятской церкви крестным ходом в Свято-Троицкий собор.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Лука был канонизирован для общецерковного почитания.

Множество случаев исцеления после молитвенного обращения к святителю Луке зафиксированы документально. В 2001 году из Греции привезли серебряную раку для его мощей – греки чтут крымского святителя, множество людей исцелилось там по молитвам к нему.

Епископ Лука. 1923 год

 

Святитель Лука был по истине выдающимся, самоотверженным человеком, внесшим огромный вклад в медицину, спасшим тысячи жизней.

В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии (художественные навыки ему тут как раз и пригодились), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».

В тяжелейших условиях, испытывая на себе жестокость гонителей, святитель Лука оставался верен Церкви и Богу и никогда не преступал к операции без молитвы, а в своей операционной держал икону. И он верил, что только Господь есть истинный целитель души и тела. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

 

 

Источники:

1. https://pravoslavie.ru/54169.html Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский;

2. https://drevo-info.ru/articles/4137.html#t3 Лука (Войно-Ясенецкий);

3. https://foma.ru/sviatitel-luka-professor-vrach-arhiepiskop.html Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ;

4. https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/ святитель Лука (Войно-Ясенецкий);

5. Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу (Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий));

6. Святой хирург. Жизнь и судьба архиепископа Луки (Борис Колымагин).

Поделиться ВКонтакте