О более важном в Великий пост, чем пища

Церковь из года в год готовит нас к тому моменту, который не минует ни одного человека, к моменту, когда мы уйдем из этого временного бытия в вечное и предстанем на суд Божий. В начале, в свое время, на индивидуальный суд и затем, во время, известное лишь одному Отцу Небесному, на общий суд, который в Церковной традиции стал именоваться «Страшным». Страшим не в плане ужаса, который он должен вселять, потому что это не так, а в плане того, что он последний и после него не будет каких-то иных определений судьбы человека в вечности, в плане того, что очень ответственно необходимо человеку приготовиться к этому Страшному суду.

И в напоминание об этом, Церковь неоднократно в течении календарного года приводит притчу о Страшном суде пред нашим сознанием. Сейчас, готовясь к Великому посту мы её услышали, и вновь в Евангельских чтениях Страстной седмицы эта притча будет явлена нашему вниманию, потому что она действительно очень важна.
Важно осмыслить то, о чем идет в ней речь, понять, как мы должны совершать наше великопостное делание так, чтобы это было угодное Богу делание. Чтобы, готовясь к Великому посту, а через него — готовясь к Пасхе, мы приобретали что-то в сердце своем, в душе своей и приобретали духовный плод, который сделает нас достойными стоять по правую сторону от Страшного и Великого судьи — Господа нашего Иисуса Христа.
Притча всем нам знакома, однако хочу обратить наше общее внимание на то, за что Господь будет нас судить или за что Он будет нас награждать.

Господь не задал ни одного вопроса или не обличил тех, кто стоял по правую сторону и по левую в вопросах веры, как они веровали, по православному или по-армянски, по-еврейски или по-мусульмански. Не задал ни одного вопроса, сколько они постились, сколько раз поклоны они клали во время Великого поста, соблюдали ли среду и пятницу, какое количество молитв произносили, читали ли Псалтырь Великим постом или еще что-то иное. Совершенно иного аспекта коснулись те слова, которые Господь сказал в одобрение, и те слова, которые Он сказал в осуждение. Вот те добрые дела, которые от сердца, а не по принуждению от сердца, не по исканию какой-то выгоды, пусть даже бессознательной. То есть добрые дела, которые делает человек, не ожидая награды за это доброе дело, они получат воздаяние в вечности. И добрые дела направлены на близких людей, на тех, с кем Господь свел в этой жизни, на тех, кто имел нужду, и мы смогли им в чем-то помочь. Вот эти добрые дела Господь принимает на Свой счет.

Господь, конечно, перечислил те добрые дала, которые в целом охватывают возможность проявить любовь к человеку, а вот то, что эти дела делались без ожидания какого-либо вознаграждения следует из вопроса, который праведники задают Господу, говорящему, что вы Меня накормили, напоили, ввели, когда Я нуждался в ночлеге, одели, посетили в темнице, или когда Я был болен пришли ко Мне, вопрос – «когда это мы Тебя не видели?», а некоторые, может, и не знали о Твоем существовании. То есть люди из любви, совершали добрые дела даже не задумываясь об этом. Почему я подчеркиваю, что необходима бескорыстность этих добрых дел, потому что, зачастую, доброе дело, которое делаем мы, оно направлено действительно на близкого человека, на ближнего, чаще всего на того, кого мы знаем, на члена семьи или человека из круга друзей и так далее, или из того, с кем общаемся. И нередко бывает так, что где-то на уровне подсознания мы ожидаем благодарность от этого доброго дела, либо зачастую делаем доброе дело, предполагая, что и этот человек когда-то воздаст нам тем же самым. Либо делает добро человеку, который не может ответить тем же, для того, чтобы от Господа получить награду. И, действительно, как ты хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с людьми — этот закон работает за добродетель, направленную ближнему. Мы получаем зачастую сторицей и от самого ближнего, и от Самого Бога. Но вот нужно научиться Великим постом и сделать хотя бы раз или два такое доброе дело, которое мы делаем, исходя просто из любви и не ожидая никакой награды. Даже от Господа Бога. Даже в вечной жизни. Чтобы делать это бескорыстно, без желания быть вознагражденными, потому что когда в таком состоянии сердечном человек совершает добродетель, то он действительно уподобляется Отцу Небесному, потому что Бог есть абсолютная любовь и ничем другим он давать не может.

Поэтому, готовясь к Посту, размышляя о том, как мы будем его проходить, вспомним и слова Апостольские, которые мы слышали перед чтением Евангельским, они тоже важны.
Апостол Павел говорит, что пища нас не поставит перед Богом, не оправдает перед Ним, и, вместе с тем, и не осудит нас Господь за ту или иную пищу. Сейчас последняя неделя перед постом и сейчас во всех СМИ и в общении друг с другом начнутся разговоры, что это Масленица, это сплошная неделя, мы не соблюдаем среду и пятницу, едим от души, чтобы приготовиться к посту. Потом наступит пост и его суть будет состоять в том, что мы должны не кушать мясо, молоко и яйца, но вот такой вид каши можно варить, такие сухари можно сушить, еще что-то другое и так далее. То есть в последнее время, вообще само понимание поста как в обществе, вне Церкви, так и внутри самой Церкви, зачастую сводится к тому, чтобы сорок девять дней не вкусить никакой пищи животного происхождения, кроме Благовещения и Вербного воскресения, когда можно поесть рыбу. А вот о том, что истинный пост в другом состоит, в том, чему учат нас и великопостные песнопения, о том, что истинный пост — это воздержание от зла, воздержание от хулы, очищение от скверных мыслей и напротив деятельное совершение добра. Вот это как-то уходит на второй план, на второе место.
Когда мы в течении поста исповедуемся в грехах, говорим, батюшка, вот, простите (или мы говорим своему духовнику, говорим прости, отче) я нарушил пост, вот тогда-то и тогда-то съел рыбу, вот тогда-то и тогда-то вкусил молока. О том, что я не сделал ничего доброго за пост это даже не ассоциируется с нарушением поста или с его неисполнением. О том, что я преисполнялся каких-то мыслей осудительных или где-то сквернословил. Или где-то еще что-то такое, что не совместимо с христианским образом жизни, но не является нарушением в пище. Или о том, что я так допостился, ограничивая себя в животной пище, что ничего кроме раздражительности по отношению к ближним моим из меня не истекает. На это внимание зачастую не обращается.

Поэтому подумаем и постараемся чтобы во время поста мы соблюдали истину не в том, что мы ограничиваем себя в животной пище, потому что даже если от немощи, от тяжелой работы, от недугов это съедим, то это точно нас не поставит перед Богом или не осудит нас за это Господь. А постараемся, чтобы наш пост был исполнением того, к чему Господь призывает — деятельное служение ближнему добром, милосердием, любовью, в котором мы не ожидаем награды от этого ближнего, в котором мы не ищем никакой корысти, а просто из любви это совершаем. Тогда будем подобны Отцу нашему Небесному, тогда будем достойными сынами, дочерьми Его Царствия и будем стоять по правую руку на Его Страшном суде.

Из проповеди протоиерея Дмитрия Мошкина 3 марта 2019 года

Поделиться ВКонтакте