О любви к ближнему

Сегодня мы слышали, как ко Христу подошел один книжник с вопросом: «Какая заповедь наибольшая в законе?» и услышал ответ, который всем нам — христианам — прекрасно знаком, который все мы с вами знаем, осознаем, понимаем и остается только дело, как говорится, за малым, чтобы эти две наибольшие заповеди воплощались и проявлялись деятельно в нашей жизни. Господь говорит, что наибольшая заповедь – «возлюби Господа Бога твоего, всем своим существом» (чтобы не перечислять того, что сказал Господь сердцем, разумением, помышлением, всей крепостью твоею), то есть в центре жизни человека, который ищет спасения должен стоять Бог и не просто стоять, не просто осознавать то, что действительно все от Него исходит и к Нему возвращается, а чтобы любовь человека была направлена Богу, чтобы человек любил всем своим человеческим существом, всей своей сердцевиной, всеми глубинными помыслами.

И вторая, говорит Господь, заповедь, подобная ей: «Возлюби ближнего своего как самого себя. На этих двух заповедях весь закон Божий и все предречения пророков утверждаются», — так заканчивает Господь Свои слова, обращенные к книжнику. И рационально мы это понимаем, принимаем, никто не оспаривает, потому что с этим невозможно спорить. Другое дело то, что в нашей  жизни далеко не всегда именно в этом, в исполнении этих двух заповедей, мы видим суть нашей жизни и, стремясь к спасению, пытаемся именно эти заповеди в жизни нашей воплотить. Потому что в какой-то степени гораздо легче, чем научится деятельно любить Бога, отдать всего себя Ему, и ближнего, как самого себя. Гораздо легче пытаться идти путем спасения, видя суть этого пути в соблюдении постов, в совершении утренних и вечерних правил, в посещении храма, то есть в соблюдении некоего ритуала. И, зачастую, бывает, что ритуал закрывает в нашем сознании главное — стяжение любви, воспитание сердца своего в возрастании в этой любви к Богу и ближнему своему, которая, еще раз повторюсь, проявляться должна не только в словах, не только в твержении, ни в коем случае в каких-то сентиментальных чувствах, которые мы пытаемся в душе своей возгревать, а именно в каких-то деятельных, явленных делах. И это закрытие в своем сознании важности этих заповедей, скрупулезном соблюдении церковных традиций и обрядов приводит к тому, что мы не видим в ближнем нашем ценностей и тем самым начинаем терять и видеть ценность в самом Боге.

Зачастую бывает так, что наше христианство сводится к тому, что мы начинаем искать не Царствия Божия и правды Его, прежде всего, ожидая, что все приложится к этому, а пытаемся искать всего остального, что может приложиться нам в этой, земной жизни, пусть даже каких-то важных вещей: достатка, благополучия материального, здоровья, в конце концов считая, что если это будем искать, то и Царствие Божие как-нибудь само по себе к нам приложится. Но Господь ясно обозначает, что как раз наоборот, иерархия ценностей в душе христианина должна быть выстроена именно так: прежде любовь к Богу и ближнему, а все остальное, в той степени, какой нам необходимо к нам приложится. Поэтому давайте постараемся каждый о себе самом подумать в течении наступающей недели, до следующего, по крайней мере воскресного дня, насколько в нас эти заповеди укоренены, насколько  мы стараемся видеть в этом самое главное. И встает, конечно, вопрос, что значит «деятельно проявить» любовь к ближнему и уж тем более любовь к Богу, что это означает? Святой апостол евангелист Иоанн Богослов, в своем первом послании говорит так, что если кто-то говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит (необязательно эта ненависть проявляется в гневе, в недоброжелательности, в каких-то делах, а просто не замечает нужды брата своего, который рядом с ним находится) тот лжет, потому что как он может говорить, что любит Бога, которого не видит, а между тем пренебрегает братом, которого видит, который постоянно рядом с ним находится. Тем самым он показывает нам путь: любовь к Богу истинная, сущностная, проявляется тогда, когда мы деятельно, здесь, на земле являем любовь тем людям, с которыми нас Господь в этой жизни свел. Конечно, мир в котором мы живем, не способствует совершенствованию людей именно в этих заповедях, потому что те ценности, которые сейчас активно популяризируются, они направлены на стяжание блага для себя, на получение какого-то самого разнообразного удовольствия, за счет материального достатка, то есть полностью вся современная, или скажем то, что доносится до наших умов через средства массовой информации, через какие-то иные источники влияния на сознание, все это направлено на эти здешние, земные вещи, на укоренение здесь только в земном, и на поиски блага и удовольствия от какого-то материального стяжания или каких-то иных интеллектуальных каких-то психических удовольствий. Но, тем не менее, деятельная любовь, она и в нашем мире существует сейчас, истинная христианская любовь и примеры этой любви есть и в нашей жизни,  и они совсем не где-то там за тридевять земель находятся, и в нашем приходе даже есть человек, который в какой-то степени жертвуя собой постоянно стоит у нашей паперти, прося милостыню, но это подаяние он расходует и тратит не на себя, не он на это живет, но все то, что собирает, увозит в деревню неподалеку от Кемерова, совершенно покинутую и забытую, где тем не менее живут люди, и все, что он получает здесь, он раздает и фактически кормит хоть и небольшую, но целую деревню, и несет какую-то радость людям. И мы все можем этой деятельной любви поучиться, хотя бы может так начать, жертвуя чем-то от себя, давать эту любовь людям в ней нуждающимся.

И, наверное, будет хорошо, когда эта любовь будет нами даваться не только нашим близким, членам семьи, хотя это тоже необходимо и важно, и нельзя, пренебрегая членами семьи, на кого-то другого пытаться любовь свою распространять. Но хотя бы некоторое время, хотя бы какие-то случаи проявления любви и пожертвования, проявления блага такому человеку осуществлять, который в какой-то степени неприятен нам, который, возможно, и не заслужил этого блага.

Тогда, если мы научимся делиться любовью и с теми, кто не несет нам какой-то пользы, и в перспективе не принесет какой-то выгоды, тогда, наверное, действительно мы будем в сердце нашем формировать истинную христианскую любовь и будем в этой любви уподобляться Отцу нашему Небесному, Который благ и к неблагодарным, и к злым, по слову Евангелия, Который дает благо праведным и не праведным. Постараемся в таком ключе воспитывать сердце свое, стараться возрастать в истинной христианской любви, а все, что необходимо для этой жизни, Господь, видя наши старания, нам приложит. Аминь.

 

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина в Казанском храме
9 сентября 2018 года