Слово в праздник Преображения Господня

Удивительный праздник — Преображение Господне: Господь берет Своих трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна и восходит с ними на гору, конечно, это не Эверест и не Эльбрус. Галилея это ровное пространство и посредине стоит сопка, можно сказать холм, и называется он Тавор (Фавор). И вот именно на эту гору восходит Господь. С какой целью, прогуляться? Конечно, нет. Евангелист Лука говорит нам — для того, чтобы помолиться. Оно как бы и духовное движение, душа должна всегда стремиться вверх, «к горе имеем сердца», и тело наше тоже, как бы помогает душе, говорит душе: «вверх, пойдем вверх». И во время молитвы происходит чудо, но чудо не обычное, из ряда вон выходящее, то есть подобных этому чуду мы не видим в Евангелии. В Евангелии описано много удивительных чудес, в том числе воскрешение из мертвых, оно было неоднократно, а подобного чуда не было. В каждом чуде земное встречается с небесным, но обычно земного больше, описывается какая-то проблема, какая-то болезнь, недуг, скорби, немощи, голодание — то есть земное, нам понятное, мы с этим сталкиваемся с вами ежедневно в нашей жизни или вокруг нас, или в нашу жизнь, к сожалению, приходят эти скорби, и, вдруг, загорается как некая искра, некое пламя, схождение небесного, и происходит чудо. Здесь же наоборот — земного почти нет, здесь лишь одно духовное, одно небесное. Во время молитвы и лицо Господа, и Его одежды начинают блистать особым, как говорят богословы, нетварным светом, то есть это не сотворенный свет, не Солнца, которое тоже было сотворено, не каких-то иных источников света, а этот свет — Божественный, свет изначальный, тот свет, который лежит в основе, может быть даже, мироздания нашего. И свидетелями произошедшего чуда являются Апостолы, которые не сразу, но устав от молитв, от восхождения, может, от тяжелого дня, обращают внимание и видят это особое состояние Господа, этот свет, от Него исходящий, и видят около Него Илию и Моисея — величайших Пророков, которые находятся с Ним в духовном общении. Апостол Петр, который в общем-то не молодой человек, семейный, не юноша, может быть, в отличии от Иоанна, он вдруг говорит, «не весть что глаголет», такой детский лепет, действительно, становится как ребенок, потому что они наполнены этой радостью, этим счастьем и благом, у него хватает сознания не себе просить палатку. Он говорит: «Господи, давай сделаем три палатки, три убежища здесь, как нам хорошо здесь». И, казалось бы, мы ставим себя на его место, Тебе одну, хорошо, Тебе две и нам на троих одну, но нет, конечно, он говорит: «Тебе, Моисею и Илии» и мы здесь около вас, и будем здесь всегда. Как в нашей жизни часто бывают, пусть небольшие, редкие моменты какого-то счастья, блаженства, радости, даже самые простые вещи допустим, когда мы выезжаем на природу — хорошая погода, ветерочек, вроде бы тепло и не жарко и мы думаем, Господи как хорошо. Даже в огород, бывает, выйдешь, посмотришь в даль — людей нету, все разъехались после всех пикников и прочей суеты. И, вдруг, чувствуешь какую-то радость и в этой радости есть какая-то толика вечности и хочешь, чтобы всегда так было — вот он, рай на земле. И точно так же Петр рассуждает: Господи, давай здесь останемся, довольно, все уже, выше этого счастья ничего быть не может. А что же отвечает Господь — ничего, лишь облако, особое, чудесное облако, которое как бы накрывает и апостолов, и Господа, и из него слышен глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его послушайте», а что же они должны послушать? А то, что будет дальше, то, что за Фавором в скором времени наступит другая гора, как гора, скорее холм, даже не холм, а холмик, на окраине Иерусалима, называется он Голгофа. Именно о предстоящих страданиях, скорбях, и крестной смерти и беседовали Моисей и Илия с Господом. И как поется в кондаке этого праздника: «когда Тебя узрят распинаемого, — то есть поругаемого, истерзанного, — страдание уразумеют вольное», о том, что так надлежало всему этому случится, потому что грех царствует в этом мире, и эти минуты счастья, радости — это лишь мгновения, а в целом, конечно же, мир после грехопадения, был погружен во тьму и был заложником дьявола и данью смерти. Поэтому нет, дорогие братья и сестры, здесь на Земле какого-то момента, который нужно достичь и зафиксировать и всю жизнь ничего не менять, это невозможно, давайте не будем забывать этот урок Господа апостолам, но и одновременно всем нам. Никто не запрещает, ни Евангелие, ни Господь, ни постановления Церкви не запрещают нам стремиться к счастью, к радости, к удовольствию, если это конечно не удовольствие греховное, если оно не достигается каким-то греховным способом, но только когда оно проходит и опять же приходят те самые скорби, нам не нужно роптать, нам не нужно отчаиваться, малодушничать и говорить: «как же так, Господи, я же все делал правильно, почему же это счастье так быстро прошло, исчезло?». А потому что за Фавором всегда бывает Голгофа, но после Голгофы наступает то состояние, которое испытали Апостолы на этой горе, там они испытали скоротечно, кратковременно, а вот уже после исхода в вечность, если человек шел за Господом, слушал Его, как и поучает нас глас из облака, шел за Христом, то это состояние уже наследуется в вечности и уже эта радость, этот свет фаворский, он уже становится постоянным источником радости богообщения. Удивительный праздник Преображения Господня, с праздником всех вас, дорогие!

Проповедь в день Преображения Господня в храме Казанской иконы Божией Матери протоиерея Евгения Сидорина 19 августа 2018 года