Да любите друг друга

Дорогие, братья и сестры,  на иконе Спасителя в развернутом Евангелии мы с вами можем прочитать слова: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». Мы с вами обладаем знаниями о том, что главная христианская заповедь — это заповедь о любви к Богу и к ближним. Но при этом, эти внешние знания и понимания, часто, не приводят нас к познанию самой сущности того, что есть любовь. А как любить? И несмотря на то, что, конечно, в полной мере ответ есть у Бога и Бог открывает его тем людям, которые вопрошают духовно, в молитве, в таинстве, т.е. не эмпирически, через ощущения, а через духовную Благодать Господь открывает, что есть любовь. Но тем не менее, и в том числе используя наши земные, вещественные, физические механизмы к которым относится и разум, и понимание, и чтение, мы тоже можем, если не постигать эти великие тайны, то хотя бы понимать тот путь, к которому нас может привести тот путь постижения. И в этих рассуждениях, в этих поисках, нам сильно помогают слова Священного писания. Например сегодня, на литургии, читался отрывок Послания Апостола Павла к римлянам, где есть очень короткий стих, в котором апостол Павел говорит: «принимайте друг друга,- обращаясь к каждому из нас, к христианам и дальше, — как и Христос принял вас во славу Божию». Вот что такое принимать друг друга? Здесь может быть несколько пониманий. С одной стороны, принимать как принимают гостей: приходит кто-то в гости, мы готовимся заранее, устраиваем какое-то угощение. Можно принимать и нужно, наверно, людей, которые чужды тебе, которых ты не знаешь, но которые являются твоими ближними, а как мы знаем из притчи о милосердном самаритянине, ближний — это не твой близкий родственник или кто живет рядом, это тот, кто в данный момент ближе всего и нуждается в твоей помощи, и их тоже нужно принимать. Есть такое выражение в миру, в быту: «принимай меня таким, какой я есть». Имел ли его, в том числе, апостол Павел? Здесь может быть двоякое постижение понимания: с одной стороны, да, конечно, в каждом из нас есть недостатки и в каждом из нас одним из существенных недостатков, о которых говорится в Нагорной проповеди в том, что ты видишь маленький сучок в глазе брата, а бревна, этого осуждения, в своем глазу не чувствуешь. И одним из недостатков является осуждение, постоянное возвеличивание себя и нивелирование своих недостатков и, наоборот, преувеличение недостатков других. И в этом смысле нужно учиться искусству принимать другого, искусству снисхождения, ведь в конце концов — это и есть смирение. Когда мы понимаем, что другой человек говорит не так, как нам нравится, может, но слишком быстро говорит или, наоборот, слишком медленно, может быть, у него есть какие-то другие привычки, не вредные, которые, как мы говорим, терпеть не можем, и вот принять это, смирится с этим. Ради чего? Как Христос принял вас во славу Божию, понимая, что человек — это образ Божий. Но при этом, конечно же, образ Божий помутненный, искаженный грехом. Очень важно найти эту золотую середину, мы должны принимать человека, но не принимать тех грехов, которые он творит и которые пропагандирует и несет своим поведением, своей жизнью, своими утверждениями. Это очень сложно — отделить человека от его поступков. И поэтому, когда человек творит беззаконие по отношению к нам, по отношению к другому, это беззаконие не нужно принимать и не это имеет ввиду апостол Павел. Здесь, как говорили святые отцы древности, очень важно научиться ненавидеть грех, но любить грешника. И здесь тоже нашего человеческого разумения никогда не хватит, при том что есть эта установка и её нужно себе постоянно напоминать, что это не чьи-то человеческие слова, это Божественные глаголы, это Священное писание: нужно принимать друг друга, но не принимать тот грех, который живет в нас. И вот эта установка и затем просьба: «Господи, дай мне различить, дай мне понять, где разница». И вот тут уже Господь всегда будет управлять, как, знаете, тот ветер, который будет наполнять паруса, но ветер никогда не наполняет те паруса, которые лежат на палубе, их нужно поставить, развернуть и тогда ветер будет дуть и корабль будет плыть. И точно так же и мы с вами, дорогие, должны, осознавая нашим умом, прикладывая усилия, читая Священное писание, читая комментарии к Священному писанию, осознавая, что же есть Заповеди Божии и пытаясь их понять, как же их исполнять после всех этих наших усилий, очень часто уходит на это вся жизнь. Не надо думать, что сейчас мы прочитали, все осознали и начали так делать и все у нас получилось, конечно, нет. Но пытаться и просить Бога, чтобы Господь дал нам благодать, которая будет помогать нам исполнять Заповеди Божии, главная из которой заповедь о любви, которые являются нашими проводниками, нашими ходатаями, нашими направляющими в нашей жизни, а целью этой жизни является Слава Божия, которая как говорил Апостол Павел, по сути своей — Царствие Божие, куда и все мы должны направлять наши помыслы, слова и дела. Аминь.

 

Проповедь протоиерея Евгения Сидорина 15 июля 2018 года

в храме Казанской иконы Божией Матери г. Кемерово.