Осанна Сыну Давидову!

В прошедшую пятницу, дорогие братья и сестры, завершилась Святая Четыредесятница, сорокадневный пост, который мы старались, каждый в меру своих сил, возможностей, опыта духовного, совершать ради нашего духовного возрастания, ради нашего очищения от грехов, ради того, чтобы соответствовать нашему общему статусу православных христиан. Начиная со вчерашнего дня пост продолжается, но он имеет уже совершенно иной характер. Мы его продолжаем и совершаем уже не ради нашего духовного совершенствования, а ради сострадания Господу нашему Иисусу Христу. Со вчерашнего дня началась так называемая Страстная седмица, неделя, которой завершается Великий пост, неделя, каждый день из которой посвящен воспоминанию и молитвенному прославлению последних дней из земного служения Господа нашего Иисуса Христа, а в конце — его крестной смерти, погребению. И завершится все это встречей Светлого Христова Воскресения. Но к нему нам еще надлежит подготовиться и постараться осмыслить, пережить и поразмышлять о каждом из этих семи дней Страстной седмицы.

Вчерашний, субботний день, в уставе церковном именовался Лазаревой субботой, и он прямо связан с сегодняшним праздником, который именуется Вход Господень в Иерусалим.

Лазарева суббота — это воспоминание того, как Господь за несколько дней до Своих крестных страданий, за несколько дней до иудейской пасхи, во время которой Он был распят, совершил, пожалуй, одно из наиболее впечатляющих во время Его земного служения чудес, вернул к жизни человека скончавшегося. Конечно, это было бы удивительным, но не было бы каким-то особенным чудом, потому что и до этого Господь как минимум сына наинской вдовы вернул к жизни. И из писаний Ветхого завета все иудеи знали, что сила Божия через пророков возвращала к жизни в какие-то отдельные дни истории. Людей только что скончавшихся иудеи хоронили сразу же когда человек умирал, в этот же день, потому что жаркий восточный климат не позволял как у нас быть с покойником до третьего дня — у нас принято хоронить на третий день; они же должны были совершать погребение в этот же день по понятным причинам. Поэтому воскрешение всех усопших, включая сына наинской вдовы — это воскрешение только что умерших людей. Здесь же Господь приходит к могиле своего скончавшегося ученика и друга Лазаря на четвертый день кончины, когда под влиянием жары начинаются естественные процессы распада умершего человеческого тела. И когда Он обращается к собравшимся у могилы иудеям, говоря, чтобы отвалили камень, который запирал погребальную пещеру, иудеи хоронили в специальных пещерах, своего рода склепах, в скалах, закрывали могилу большим камнем. Сестра умершего, Марфа, говорит: «уже смердит, Господи, потому что он уже четыре дня как в гробу». Но Господь настаивает на Своем и возвращает Лазаря к жизни, он воскресает и вновь продолжает жить. И, конечно, собравшееся там большое количество людей видело это чудо своими глазами, а у каждого из них были родственники и близкие, которым они рассказали об этом. И поэтому такая огромная толпа торжествующих людей встречает Господа когда Он входит в Иерусалим, сидя на молодом осленке, приветствуя Его, в знак почтения постилая свои одежды и зеленые ветви деревьев по дороге Его шествия и восклицая: «Осанна Сыну Давидову». Иудеи, видя это чудо или услышав о нем от очевидцев, а этих очевидцев было большое количество, поэтому подвергнуть сомнению было невозможно, решили, что наконец-то тот самый Спаситель пришел в мир. Но к этому времени понимание того, каково будет служение Мессии и что Он должен будет сделать в сознании иудейского народа, у большинства из них претерпело очевидное искажение, потому что для иудеев Мессия — это земной царь, который прежде всего свергнет иго римлян с иудейской выи (шеи – прим. ред.), освободит иудеев от зависимости Римской Империи, а затем сделает так, что иудеи станут царями над всей землей, они будут господствовать здесь, на земле над всеми остальными народами. Вот такое земное понимание смысла пришествия Мессии – Спасителя — взяло верх. И народ, видя, что Он такие чудеса совершает, значит, Он должен сейчас нас освободить, поэтому большинство, собравшись, кричало «осанна», но когда увидело Господа, взятого под стражу, когда услышало обвинения со стороны первосвященников и фарисеев, когда увидело Его бичуемым, решило, что нет — Он не Миссия. И наученные первосвященниками, через несколько дней, после криков «осанна» стало кричать Пилату «распни Его, нет у нас царя кроме кесаря» и «кровь Его на нас и на чадах наших».

Господь совершил чудо воскрешения Лазаря в том числе и для того, чтобы Его самые близкие ученики — апостолы, когда увидят Его распинаемым на кресте, хотя бы где-то в глубине сознания, в глубине сердца, не отчаялись до конца, сохранили веру, совершенно не разуверились в том, о чем Он им говорил. Потому что трудно было представить: если воскрешенных святыми людьми, а затем и Самим Христом силой Божией мертвецов видели иудеи и знали, то до Христа еще никто не видел, чтобы человек сам воскрес. И вот так, жестоко убитый, как Он на кресте, чтобы вернулся к жизни — это было немыслимо. Так, для того, чтобы апостолы смогли все-таки веру сохранить, и надежда до конца не угасла, — таким великим чудом Господь их удостоверяет. Все же остальные решили, что Мессия пришел и сейчас их от власти римлян освободит, а когда этого не произошло, то эти крики: «возьми, распни Его» сменили: «осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне».

И вот мы, православные Христиане, каждый год, на протяжении всех веков существования Церкви, в этот день собираемся в храмы, также с молодыми побегами в руках, встречая Грядущего на вольную смерть, и мы понимаем, ради чего — нас ради человек и нашего ради спасения, ради спасения каждого из нас встречаем Грядущего Христа. И надо стараться, чтобы действительно в Нем мы видели Спасителя для каждого из нас не от потрясений скорбей и тяжестей этой земной жизни, а Спасителя и Избавителя от власти греха, от греховного плена и от вечной погибели. Чтобы наши крики «осанна» не менялись в нашей душе на крики «возьми и распни Его». А ведь именно так зачастую происходит тогда, когда мы, зная, что Господь даром нам дал возможность обретения вечной жизни, но это обретение состоит в том, чтобы следовать Его заповедям — любить Его — Бога и ближнего как самого себя, больше всего и прежде всех, любить не просто словами, не просто рассудочно, не просто даже себя убедив в том, что я весь мир люблю, а в каких-то делах эту любовь воплощать.

Когда выбор наступает в нашей жизни между тем, чтобы совершить грех и получить какую-то, как нам кажется, сиюминутную выгоду, пользу, удовольствие, наслаждение или же потерпеть, помучиться, но соблюсти заповедь Христа, зачастую мы совершаем выбор в пользу греха. Это и есть вот то самое «возьми, распни Его», которое мы слышали и о котором будем еще слышать из уст иудеев из евангельских повествований. Поэтому постараемся, встречая Христа, вступая в Страстную седмицу осмыслить, что Его подвиг, Его крестные страдания совершены для того, чтобы каждый из нас мог обрести полноценную, вечную, подлинно человеческую жизнь в Его Небесном Царствии. А обретение это наступает через следование Его заповедей и через причащение Его благодати, которое даруется нам в Таинствах церковных. Постараемся, чтобы любовь в наших сердцах и к Богу, и к ближним не только внутренне присутствовала, не только словесно проявлялась, но, чтобы и личной жертвой, и личным каким-то делом, которое нас ущемит, нам доставит трудности, но ближнему послужит во благо, чтобы вот такая любовь пребывала в наших сердцах. Потому что тогда мы действительно до конца проследуем за Христом и Его крестные страдания и тридневное Воскресение станет и для нас той дверью, которая ведет к вечной жизни со Христом в Его Небесном Царствии. Аминь.

 

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина

в Казанском храме г. Кемерово 1 апреля 2018 года