Кому много прощается — тот больше любит..

Сегодня, дорогие братья и сестры, пятый воскресный день Великого поста, который открывает собой последние несколько дней Святой Четыредесятницы. В наступающий пяток (пятницу. – прим.) заканчивается та часть Великого поста, которую мы совершали или по крайней мере старались совершать ради собственных духовных подвигов, ради собственного духовного очищения и стремления соответствовать тому общему имени, которое все мы получили в святом крещении, имени — Православный христианин.

В первом евангельском чтении, которое мы сегодня слышали, уже Господь нам возглашает, обращаясь к Своим ученикам: «мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий будет предан на распятие». В следующий воскресный день мы будем прославлять тот торжественный вход, который совершил Господь, идя на свою вольную смерть. И в эти последние дни аскетического поста Церковь приводит пред духовным нашим взором и для воспоминания, и для некоего размышления образ великой святой подвижницы, икона которой в нашем храме теперь всегда нас сопровождает — он запечатлен на одной из боковых дверей, ведущих в заалтарное пространство, преподобной Марии Египетской. Её память мы уже начали совершать в минувшую среду вечером, читая её житие и Великий покаянный канон Андрея Критского, который также содержал тропари, обращенные к преподобной Марии Египетской. И, наверное, неслучайно в завершении Великого поста Церковь всегда предлагает нам вспомнить о её духовных подвигах, которые, конечно, по сравнению с нашими слабыми попытками вести духовную жизнь во много раз превосходит подвиги каждого из нас, и наша жизнь, конечно, совсем не похожа на её жизнь. Но тем не менее Церковь напоминает нам, что все может человек, даже слабый и немощный, какой была преподобная Мария — простая, слабая, немощная женщина: все может человек с укрепляющим его Господом Иисусом Христом. Житие преподобной Марии, наверно, известно каждому из здесь стоящих, потому что из года в год мы его читаем в храме, из года в год мы его перечитываем дома, когда вспоминаем её в дни Великого поста. Только кратко напомню, что из пучины разврата и греха, в котором жила Мария до своего обращения ко Господу, она обратилась величайшим подвигом, преодолела те оковы земной плоти, земного естества, который имеет каждый земнородный, каждый живущий на земле человек, уже ни время, ни пространство не имели власти над ней уже при её земной жизни. Из жизнеописания преподобной Марии, которое передал устно старец Зосима, из их встречи, нам можно прежде всего вынести два урока и над двумя моментами задуматься и обратить на них внимание.

Первый урок в том, что как бы хорошо ни получалось у нас жить по-христиански, не важно когда, в течении Великого поста лишь только или на протяжении других дней жизни, как бы мы благочестиво ни жили, сколько бы ни читали Евангелие, сколько бы поклонов ни делали, сколько бы молитв ни произносили, как бы ни постились и так далее, это не в коем случае не должно позволять в нашем сердце произрастать самомнению, самолюбованию и восхищению тем, насколько я благочестиво живу, насколько я хорошо соответствую Евангелию и тому, чему призывает нас Христос. Потому что, как только подобная мысль в душе появляется и мы даем ей возможность в сердце укорениться, так тотчас мы с пути спасения сходим и уклоняемся от него. Это как раз осознание себя почти святым или, по крайней мере, идущим по правильному пути — оно нас с этого правильного пути и сбивает, по утверждению всех святых отцов. В житии преподобной Марии Египетской подобный момент и описан: старец Зосима, как повествует жизнеописатель в совершенно юном возрасте пришел в монастырь и встал на путь аскетической жизни и до глубокой старости в этой аскезе прожил. Он действительно хорошо, по-настоящему, по-монашески жил и исполнял закон Христов, монастырские уставы. И после многих лет жизни к нему приходит мысль: «есть ли на земле, среди монашествующей даже братии, муж подобный мне в аскетических подвигах, есть ли такие подвиги, какие я еще не совершил?». И как только эта греховная мысль приходит к нему в голову, то Господь не дает подвижнику, действительно прожившему жизнь в верности Ему, погрузиться в это неправильное состояние и уйти с пути спасения. Ему тут же является по благословению Божию ангел и говорит — пойди в такой-то монастырь за Иордан, там тебе будет открыто то, о чем ты даже не помышлял. По крайней мере Господь останавливает подвижника от впадения в гордость. И когда Зосима выполняет то, что ему повелел Господь, то он действительно встречается с подвигом, который в разы превосходил его подвижничество, потому что он из христианской, наверное, семьи, живущий в христианском благочестии, от младенчества впитав основы евангельской жизни, так в этом жил, рос и подвиги совершал, а здесь человек, который половину жизни до тридцати лет, по крайней мере, проводил в пучине греха При чем это погружение в греховность и разврат было вызвано не какими-то жизненными обстоятельствами, к чему иногда приводит некоторых женщин нужда, когда они начинают торговать собой, не имея иной возможности прокормится, почему Господь и говорит, что блудницы предваряют фарисеев в  Царствии Божиим, потому что когда от нужды — то сердце всегда открыто для покаяния, человек может исправиться, измениться. Здесь же человек по собственной злой и развращенной воле в этом грехе пребывал, не имея и не испытывая нужду в куске хлеба, а лишь из удовольствия. И из этой пучины греха очень трудно вырваться, но происходит это со святой Марией. Когда благодать Божия коснулась её, то вся жизнь её в корне меняется, и она понимает, что если вернется туда, где она жила до этого, то вряд ли сможет устоять от того, чтобы вновь не впасть в этот же образ жизни. Она уходит в пустыню и на протяжении многих лет, не имея ничего для пропитания своего, не имея ни одежды, испытывая очень тяжелые, суровые жизненные обстоятельства, погодные, климатические, страхи от диких зверей, живущих в пустыне, живет, лишь бы душа её не впала в грех, чтобы сохранить ту святыню, которой она приобщилась в Иерусалиме, в начале поклонившись и облобызав Древо Креста Господня, а затем приобщившись Святых Христовых Тайн.

И второй момент, над которым стоит нам подумать и на который стоит обратить внимание, -это то, что как бы ни был глубоко укоренившийся в нашем сердце грех, как бы глубоко ни повязли мы в том или ином грехе или страсти, как бы глубоко ни привязались к чему-то, с укрепляющим нас Господом Иисусом Христом, с Его благодатной силой, которая нам подается в таинствах церковных, мы можем этот грех преодолеть. Часто бывает так, что, укоренившись в каком-то грехе, мы зачастую десятилетиями в нем можем исповедоваться слезно катятся, особенно, когда пост многодневный проходит, когда мы вроде бы воздерживаемся, причащаемся, даем Богу и себе обещания не возвращаться, а потом вновь в это грех впадаем. И в таком состоянии, когда мы, покаявшись, пообещав больше ко греху не возвращаться вновь в него впадаем, очень легко на нас воздействует враг рода человеческого внушая, что уже нет нужды в этом каяться, потому что все равно ты от этого греха не избавишься, все равно ты уже мой, ты уже практически на грани погибели. Это тоже нужно всегда выбрасывать из души, не обращать на это внимания, помнить, что когда искренне человек исповедуется и стремится к Богу, то Господь всегда может прийти ему на помощь. И образ преподобной Марии Египетской должен нас в этом вдохновлять и укреплять.

Сегодняшнее второе Евангельское чтение, которое как раз читалось ради преподобной Марии, момент из земной жизни Христа, когда он в доме фарисея Симона возлежал, приглашенный на обед, и грешная жена, отдав большие деньги, чтобы купить драгоценное благовонье, приходит ко Христу и помазывает этим миром не только главу, но и ноги Христа и начинает отирать власами своей главы, проливая слезы покаяния — это тоже очень важный для нас образ и пример, особенно слова Христа, которые Он сказал в завершении наставления данного фарисею Симону: «кому мало прощается — тот мало любит», в переводе на русский язык. И, наверно, эти слова, чтобы были более понятными, можно поменять местами кто мало любит, тому и мало прощается, и наоборот — в ком большая любовь к Богу присутствует, тому и великие грехи простятся. И образ этой кающейся грешницы евангельской нас может научить следующему: когда мы хотим действительно избавиться от греха, когда мы хотим совершить покаяние, здесь необходима и некая жертвенность, некая готовность отдать что-то что дорогое, отдать ради Бога, отдать Христу, потому что апостолы даже роптали на эту женщину: зачем такая большая трата денег произошла вроде бы как впустую, миро купила — миро на ноги вылила, очевидно было, по крайней мере большую часть того, что имела, она отдает ради Христа. И далее, не взирая, не стесняясь своего поведения, падает к ногам, молится, плачет и отирает ноги Христа власами своей главы. Это тоже некое действие, которое совершает человек, чтобы получить разрешение в грехах, поэтому об этом тоже стоит нам подумать, если мы хотим прощения наших грехов, многих и великих, то, соответственно, любовь ко Христу должна быть у нас великая, мы готовы должны быть пожертвовать Ему то, что близко, то, что дорого нам и необязательно это должно выражаться в чем-то материальном, какие-то привязанности к земным вещам, к земным предметам — это тоже отрыв себя от этих привязанностей, преодоление каких-то страстей, это тоже жертва, которую мы приносим ради того, чтобы получить прощение в грехах.

Подумаем над примером жития преподобной Марии в последние оставшиеся дни Великого поста, постараемся по возможности пост усилить, потому что не много дней остается и оставшиеся дни, может быть, не сразу, может быть, постепенно будем пост устрожать, чтобы он действительно был нам по силам. И те, кто не мог в силу трудной работы, в силу трудных каких-то жизненных обстоятельств, в силу здоровья или каких-то иных моментов не мог строго и в соответствии с Уставом поститься весь пост, попробуем хотя бы дни страстной седмицы провести так, как призывает и приписывает нам Церковь в воздержании от излишеств пищи, в воздержании от различных увеселений, увлечений и, самое главное, в жертвенных добрых делах, за которые нас никто в этой жизни не поблагодарит, чтобы эти добрые дела Господь принял на Свой счет и за это воздал нам прощением грехов и принятием в Свое Небесное Царствие. Аминь.

 

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина,

 настоятеля Казанского храма г. Кемерово, 25 марта 2018 года.