В Неделю Крестопоклонную

В сегодняшний воскресный день — третье воскресенье Великого поста — уже на протяжении нескольких сотен лет в Православной церкви посвящается поклонению Честному и Животворящему Древу Креста Господня, которое в каждом храме, так же, как и в нашем, вынесено на средину и являет нам ту жертву, которую Господь принял добровольно и Сам стал этой жертвой, нас ради человек и нашего ради спасения.

Исторический праздник поклонения Животворящему Кресту появился в первой половине седьмого столетия и был он связан с тем, что во втором десятилетии седьмого века персидский царь, Хазруй, завоевал Иерусалим и увел в плен в Персию иерусалимского патриарха, а также унес Древо Креста Господня. Персы были огнепоклонниками — не христианами. И на протяжении десятилетий Древо Креста Господня находилось в плену у язычников, но византийский император, Ираклий, отвоевав Византийские земли, завоеванные Хазруем, и победив его в достаточно долгой войне, вернул из плена и Патриарха, и главную святыню христианского мира — Животворящий Крест Господень. В начале марта 631 года Император, сопровождаемый вернувшимся из плена Патриархом, на своих плечах внес Животворящее Древо, пешком, в Иерусалим, в храм Животворящего Гроба Господня. Это празднование стало отмечаться ежегодно, в начале — в Иерусалимской церкви, а затем стало общим праздником для всей Православной Церкви. А когда современное, уставное соблюдение и богослужебные традиции Великого поста, которые мы имеем сегодня, окончательно утвердились, тогда некоторые праздники, которые выпадали на дни Великого поста, было принято переносить на субботние и воскресные дни, поэтому и праздник в честь Животворящего Креста Господня, возвращения его из плена, был перенесен на третье воскресенье Великого поста и было это связано еще и с тем, что в древности именно в течение Великого поста, а, особенно, начиная с его середины — в наступающую среду будет ровно преполовение Четыредесятицы, останется половина того пути, который нам еще предстоит пройти. В древности именно в этот период готовили к крещению людей, которые назывались оглашенными, то есть людьми, которые проходили подготовку к Крещению и образ Животворящего Древа Креста Господня, поклонения Ему был главной темой огласительных бесед и главным символом, который находился перед глазами оглашенных. Но затем, когда оглашенные стали незначительными группами в Церкви, когда мы сейчас готовим, оглашая людей, скажем так, в единичном количестве, сам смысл поклонения Кресту принял иной характер, и мы, в нашей современной действительности, осмысляем это празднование и изнесение Креста Господня как помощь, которую Церковь оказывает нам, потому что, так или иначе, худо или бедно все мы старались этим путем идти — и поэтому, конечно, в какой-то степени наши силы и духовные, и физические начинают ослабевать. И для того, чтобы укрепить нас на продолжении постного поприща, показать, что наши подвиги в принципе совершенно незначительны по сравнению с тем подвигом, который принял на себя Господь, и что мы, вдохновленные образом Животворящего Креста, можем усилить и наши молитвенные подвиги, наши дела милосердия, наши постные воздержания, потому что та цена, которой мы выкуплены из рабства греху, она — перед нашими глазами. Каждый может подумать, насколько Бог возлюбил мир и каждого из нас, ведь эта жертва принесена за каждого человека, не просто за человечество в целом, а за каждого из нас персонально. Насколько Бог любит нас, что ради нас из своей Божественной запредельности вошел в этом мир, принял человеческую природу, не первозданную, не чистую, а именно испорченную — искаженную грехом, для того чтобы её восстановить. Ради нас пошел на реальные мучения, на крестную смерть и все это для того, чтобы для нас открылись двери Царствия Небесного. Поэтому пусть образ Животворящего Креста и Его благодатная сила, которая истекает от него, сила Божия, которая передается через прикосновение ко Кресту, через молитву перед Крестом Господнем укрепит нас в продолжении Великопостного пути и поможет нам преодолеть наши грехи, наши страсти, очистить душу и встретить светлый праздник Христова Воскресения.
Проповедь настоятеля храма, протоиерея Дмитрия Мошкина, 11 марта 2018 года.