Торжество Православия

Сегодня, в первый воскресный день Великого поста, Православная церковь всегда торжествует особый праздник. Он так и именуется — Торжество Православия или Торжество Православной веры. Исторически так получилось, что именно в первое воскресение Великого поста 843 года, впервые в Константинополе было совершено это торжество. И посвящено оно было окончательному преодолению ереси иконоборцев. Несмотря на то, что Седьмой Вселенский Собор, который установил нравоучительную истину — догмат иконопочитания, установил — не значит ввел, а значит богословски обосновал ту практику, которая была в Церкви и до этого, которая на протяжении нескольких десятилетий перед этим подвергалась поруганию, гонению и запрещению, со стороны, прежде всего, Византийских императоров,  а также со стороны большого количества епископата и духовенства, и соответственно, следуя за императорской и патриаршей волей, и многие миряне в этом участвовали. Так, все-таки богословское обоснование того, что столько же, сколько существует сама Церковь, столько существует и практика изображения Христа Спасителя, Богородицы и святых на иконах, что это оправданно, что это благочестиво, что это полезно и спасительно — это было установлено на Седьмом Вселенском Соборе. Но и после 787 года, после Седьмого Вселенского Собора, кода собравшая его православная, во всех отношениях, императрица Ирина закончила свое царствование, иконоборчество вновь подняло голову и, вновь поддерживаемое политической властью, вновь стало бороться с иконами. И окончательно это было преодолено именно в 843 году, благодаря трудам многих церковных деятелей, трудам Патриарха Тарасия и преподобного Федора Студита и, конечно, благодаря трудам святой императрицы Феодоры. Именно поэтому сегодня в Торжество Православия, мы утверждаем спасительность, досточтимость и правильность почитания святых икон.

На аналое у нас лежит и икона Христа Спасителя, и Пресвятой Богородицы, и святых угодников Божиих, в центре которых и находится установившая и утвердившая иконопочитание царица Феодора, мощи которой сейчас находятся на Корфу, и кстати, календарная память которой, так совпало, совершалась вчера, в субботний день. Торжество веры православной это, конечно, не только торжество иконопочитания, это Торжество вообще веры нашей. В чем суть ее, и почему с установлением почитания святых икон, преодолением иконоборчества связано Торжество всей православной веры? Ведь иконоборчество не единственная, не первая и не последняя ересь, которая смущала Церковь и после иконоборчества были ложные учения, которые волновали всю Церковь православную и до нее их было множество. Прежде всего, мы, вспоминая или осмысляя Символ веры, знаем суть веры православной в том, что Бог стал человеком. Мы знаем, что человек, через грехопадения прародителей, утратил способность богообщения, и поэтому возможность полноценного бытия, возможность получения того, что мы именуем счастьем, только истинным счастьем для человека — жизнь в богообщении. И для того, чтобы вернуть человека к тому, для чего он создан был, и к полноценной жизни для него, Бог становится человеком. Вторая ипостась Святой Троицы, второе лицо Святой Троицы — Сын Божий — становится полноценным, стопроцентным человеком и все ереси, которые были и до иконоборчества, и после иконоборчества — они как раз против этой истины и восставали. Различные вариации одной и той же ереси, что боговоплощения не было, что, либо Бог не воплощался, либо воплотился, но вобрал в Себя часть человеческой природы, а не всю человеческую природу и так далее. Так вот, в том, что Бог стал человеком и со Своим Божеством соединил полную природу человека, душу, тело, и все составные ее части, которые мы знаем и осознаем, и какие, быть может, не осознаем. Но именно всего человека, искаженного своим грехом, вобрал в Свое Божество для того, чтобы в Себе Самом вот это искажение, внесенное отпадением Адама и Евы от Бога, внесенное грехопадением прародителей исправить и даровать возможность людям возродится от обновленного Адама, от Себя Самого, от той человеческой природы, которая преодолела грех. Вот в этом суть веры нашей — Христос стал человеком, исцелил в себе самом человеческую природу и нам дал возможность этой обновленной природы приобщится и каждому из нас, в себе самом, вот это искажение греховное в себе преодолеть. И в таинствах Церкви через крещение мы входим в общение со Христом, возрождаемся от него как от нового Адама и, приобщаясь святых Христовых Тайн регулярно, постепенно преодолеваем это греховное искажение, побеждаем грех, гнездящейся в нас, и, по слову апостола Павла, возрастаем в меру полного возраста Христова, то есть получаем возможность вечной жизни со Христом, вечной, полноценной, блаженной, счастливой жизни для которой и был создан человек. А если Бог стал человеком, то соответственно Он может быть и изобразим, в том числе при помощи человеческого искусства. Почему в Ветхом Завете не было изображений Божества – потому что не было боговоплощения, Божественную природу мы не можем изобразить, не можем передать нашими словами, нашим языком, тем более выразить в каких-то иных формах человеческого искусства. Но когда родился Христос, когда Бог воплотился, когда во Христе, по слову того же апостола, обитает вся полнота Божества телесно, тогда мы и можем передавать, изображать, не только словесно, но и красками, на досках, на холстах или как-то иначе, изображать Богочеловека — Христа. Изображать Его видимую природу, с которой невидимо соединена Его невидимая — Божественная природа. Ведь если невозможно изображать Бога на иконах, то, соответственно, никак по иному Его изображать нельзя. Но мы знаем, что, во-первых, о воплощении Христа повествуют евангелисты и Четвероевангелие-  в какой-то степени это тоже икона как образ — образ Христа, только переданный словами, буквами, первоначально, на пергаменте, на бумаге. Точно также и изображение Христа на иконах — это переданный тот же самый образ — только иначе, иным способом человеческого искусства. Точно так же, если возможно изображать Христа, то возможно изображать и Богородицу, и святых угодников Божиих. Однако всем нам православным всегда нужно понимать и осознавать, что мы молимся согласно учению Церкви, выраженной в догме Седьмого Вселенского Собора не иконам, а перед иконами, обращаемся не к доске и краскам, а к Тому, Кто изображен на ней, зная, что перед нами — образ живой личности, как Христа Спасителя — Бога, Богородицы, которая жива в Горних обителях, так и каждого святого угодника, который тоже жив. И поэтому молиться должны правильно, обращаясь, еще раз повторяю, не к бездушному предмету, каковым является икона, а к личности того, кто на ней изображен. И, молясь перед иконой, мы тем самым только облегчаем себе это молитвенное обращение, потому что более сосредоточенно можем молится. И, лобызая святые иконы, мы отдаем честь не предмету, а опять же — той личности, которая изображена на иконах. Вот так исповедуя, так молясь перед иконами, так их почитая мы действительно исповедуем веру Православную и живем согласно с этой верой.

И, наверное, не случайно Торжество Православия установлено праздновать именно всегда в Великом посту. Во-первых, воскресные, субботние дни Великого поста всегда в Церкви рассматривались как дни, когда пост ослабляется — это не время строгого, аскетического пощения, это дни некого торжества, прежде всего, потому что совершается полная литургия, которая всегда является торжеством, Пасхальным торжеством. Но, с другой стороны, время Великого поста позволяет нам действительно, хоть какое-то время в году, быть более твердыми в православной вере, чем мы есть, потому что, зачастую, суета, привязанность к земным предметам — вкусной пище, каким-то развлечениям и так далее, отвлекает нас от жизни духовной, делает ее более рассеянной. Сейчас же, особенно после первой, наиболее строгой, сосредоточенной седмицы поста и молитвы, и само Торжество веры Православной в сердцах наших звучать будет, и прославляться более благозвучно и более торжественно. Поэтому будем прославлять сегодня веру Православную, хранить ее, помнить, что только это — путь, ведущий ко спасению, будем благодарить Бога за Его воплощение и за тот дар, который Он нам всем даровал — дар возможности приобщиться к этому воплощению через Таинство Святого Причащения и, причастившись сегодня, по традиции церковной, совершим и особое молебное пение, прославляющее нашу Православную веру. Аминь.

 

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина в день Торжества

 Православия 25 февраля 2018 года.