Слово настоятеля в Прощенное воскресенье

Сегодня, дорогие братья и сестры, последний, приготовительный, к Великому посту, воскресный день. С завтрашнего дня начнется наше путешествие к празднику Пасхи через сорок восемь дней Великого поста, времени особенного, времени, в которое каждый христианин должен действительно стоять на посту, на страже своей души. Внимательно анализировать себя, пытаться увидеть свои согрешения и через покаяние, через очищение сердца в осознанном, внимательном анализе грехов своих и покаянии, принесенном перед Господом, а также через приобщение к Благодати Божией в таинствах Святого Причащения подготовить душу и сердце к встрече с воскресшим Христом. И поэтому последний воскресный день перед Великим постом Церковь посвящает воспоминанию Адамова изгнания, то есть изгнания прародителей из Рая. Собственно, той отправной точки, которая и привела к необходимости Пасхальных событий, потому что Адам и Ева, наши прародители, сознательно и вполне осознанно изгнав Бога из своей жизни, отказались от Его участия в жизни через тот трагический момент грехопадения — выбора для себя вкушения от запретного древа вместо послушания Богу. Именно это привело к тому, что Сын Божий должен был воплотиться, стать человеком, пройти через страшные страдания и муки, и затем, воскреснув, дать нам возможность обновления той испорченной природы, которую мы наследовали от Адама и Евы. Ведь все, рожденные от прародителей, каждый из нас, несет в себе следствие того самого выбора наших прародителей, искажение природы и постоянную удобоприклонность ко греху. Когда мы, зачастую, о чем говорит апостол Павел, доброе, чего желаем, не делаем, а злое, то есть грех, то, что явно принесет нам и страдания, и муки совести, и вполне ощутимые телесные болезни, которые являются следствием грехов наших, зачастую выбираем и возвращавшемся к этому. И, если вспомнить события, последовавшие после того, как наши прародители выбрали запретный плод вместо послушания Богу, мы помним, что Господь призывал людей к покаянию, но вместо: «прости, Господи, мы согрешили» в ответ услышал перекладывание вины с одного на другого. Адам сказал, что мне жена дала этот плод — я его вкушал, жена ссылалась на змея, которого как орудие избрал падший дух – сатана, для соблазнения людей. И в итоге, следствием является то, что мы живем в тех условиях, в которых живем, где присутствуют и тление, и болезни, и страдания, и в конце концов — смерть. Поэтому Церковь в сегодняшний воскресный день пытается обратить наше внимание на один очень важный факт: если мы хотим примирения с Богом, то мы должны научиться прощать и просить прощения. Смысл Великопостного путешествия, шествия Великого поста к Пасхе — это действительно покаяние, которое проявляется в осознании грехов своих, в смирении перед Богом, в испрашивании прощения у Него, и, естественно, в работе над собой, в попытках преодолеть этот грех. А все сопутствующие средства: воздержание от пищи изобильной, воздержание от различных увеселений, более частое посещение храма и сам ход службы Великого поста, направлен на то чтобы помочь нам вот в этой борьбе с грехом и в этом совершенствовании по Заповедям Божиим. Поэтому сегодняшней день – день, когда мы должны хотя бы попытаться примириться со всеми. Зачастую, когда мы осознаем даже наши грехи, когда мы понимаем, в чем нам нужно каяться, даже зачастую сам момент принесения покаяния перед Крестом и Евангелием в присутствии священника перед незримо стоящим Христом, мы пытаемся и перед священником, и, возможно, перед Христом, и в своих собственных глазах оправдать себя, пытаться объяснить, почему мы тот или иной грех совершили. И, нередко, в этих объяснениях фигурируют третьи лица, когда мы думаем, что обстоятельства сложились так, но не без участия других людей, членов семьи моей, коллег по работе или еще кого-то, которые в конце концов к этому греху меня привели. Это то же самое, что происходило с прародителями в тот момент, когда после грехопадения Господь призывал к покаянию, говоря: «Адам, где ты?», — и услышал в ответ: «Ева дала мне, жена, которую Ты мне дал, она мне дала, и я ел», — то есть виноват и Сам Господь в том, что согрешил Адам. Так и сегодня стоит поразмыслить над тем, как мы покаяние наше приносим, и действительно ли мы каемся в своих грехах и себя видим в них виновными или же пытаемся переложить на кого-то другого. Точно так же и в конфликтных ситуациях с людьми — зачастую мы видим, что в конфликте и в какой-то ссоре виноват он или она, но я поддался этому в силу слабости природы, но тем не менее где-то в подсознании основная вина не на мне лежит. Это все постараться нужно в сегодняшнем дне и оставить, оставить здесь, за порогом Великого поста, чтобы идти действительно к Воскресшему Христу. Осознавая, что во всех падениях моих прежде всего я сам виноват, во всех грехах моих я сам виноват, не обстоятельства, не слабость природы, а моя свободная воля избрала злое. И, понимая, что собственных сил бороться с этим нету, только вопить ко Христу: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения, не осуждати мне брата моего, Господи помилуй меня грешного». Постараемся сегодня в сердце, по крайней мере, настроится на этот покаянный лад, примириться со всеми, испросить прощения у всех, кого обидели мы и даже тех, кто нас обидел и, возможно, не понимает, что необходимо ситуацию эту конфликтную разрешать, необходимо мириться с человеком. Ему первому позвонить или встретиться, прощения испросить. Если же нет возможности примириться сегодня в силу каких-то обстоятельств, невозможность поговорить по телефону, невозможность встретиться, то хотя бы не будем больше зла на этого человека держать и, при первой же встрече, постараемся примириться с ним и конфликт урегулировать. А если же получиться так, что наше покаянное примирение по отношению к ближнему не найдет встречного отклика, человек замкнулся или, по каким-то причинам, не понимает необходимости мирного сожительства с другими людьми, то тогда нужно помнить слова апостола Павла: «насколько возможно от вас самих, со всеми людьми имейте мир». С нашей стороны чтобы не было зла, негодования или, когда мы не услышим ответного «Бог простит, меня простите», чтоб в мыслях не возникло, ну я же знал, что бесполезно что-то с этим человеком решать. Чтобы любовь в сердце была к каждому, даже к тем, кто нас незаслуженно обижает. В таком настроении если в Великий пост войдем и постараемся Великий пост именно в таком духовном настроении прожить, себя в этом отношении совершенствовать, то, наверное, и встреча с Воскресшим Христом будет для нас радостной, а самое главное, что в этом состоянии прощения всецелого по отношению к ближним нашим и стремлении получить прощение от Бога, мы действительно находимся в состоянии, в котором Бог может нас и в вечность принять и в вечном Своем Царствии, воскресшим, встретить. Аминь.

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина 18 февраля 2018 года в Казанском храме г. Кемерово