Неделя о мытаре и фарисее

С сегодняшнего дня начинается подготовка к Великому посту. Те, кто вчера был на вечернем богослужении, слышали уже постовые, покаянные песнопения — «покаяния отверзи мне двери». И сегодня читается евангельская притча о мытаре и фарисее. Это притча учит нас смирению. Как она звучит в Евангелии: «два человека вошли в храм помолиться» — это уже хорошо, что они зашли помолиться в храм. И один из них был праведник — фарисей, другой грешник — мытарь. Кто такой фарисей? Фарисей – человек, посвятивший себя полностью Богу, он изучает писания, он изучает Закон Божий и старается жить неукоснительно по Закону Божьему. А кто такой мытарь? Мытарь не просто грешник, мытарь это сборщик налогов — налоговик, но это не простой налоговик — это богоотступник. Народ Израильский, Богоизбранный народ, находился в рабстве у язычников, у неверных. И этот мытарь предал своего Бога, он предал свой Богоизбранный народ, он стал служить язычникам. И, мало того, он еще себе служил, он брал налогов больше, чем положено было: если ему положено было десять монет взять с человека — он брал пятнадцать, десять отдавал язычникам, пять себе забирал. И этот богоотступник, предавший Бога и свой Богоизбранный народ ушел из храма более оправданным. Если мы разберем молитвы этих молящихся, мы увидим, как молился фарисей, он говорил: «Господи, благодарю тебя, что я не такой как прочие грешники», — он не признавал помощь Божию, что это не мои заслуги, не так молился: «Господи я тебя благодарю, что ты мне помог преодолеть какие-то грехи, стать лучше». И дальше идет перечисление, что он молится, и отдает десятину, и постится в два раза в неделю. Если мы сравним себя с этим фарисеем, человеком, который блестяще знал весь Закон Божий, то, наверное, многие не дотянем до этого фарисея. Он действительно был праведником, он исполнял Закон Божий. А как молился мытарь? Мытарь не смел поднять даже головы своей наверх, он осознал свою греховность, он раскаялся. Он не просто понял, что он грешник он это осознал и пережил, и здесь идет искреннее раскаяние, он себя считает даже ниже всех, он не смеет даже голову поднять наверх. И единственное что он говорит: «Боже, буди милостив мне, грешному». В этом «милостив буди мне, грешному» тоже заключена большая глубина. Здесь и смирение, и кротость, и просьба прощения, и прошение простить всех, кого он обидел. И эта молитва грешника оказалась более приятна Богу, Господь не осудил фарисея. Притча как заканчивается: «сей ушел домой более оправданным, чем иной, потому что всякий смиряющий себя — возвысится, его Господь возвысит, а тот, кто сам себя возвеличит — он унизится перед лицем Божиим. Если мы перед Богом не получим одобрение, то и наши ближние нас осудят за нашу гордость и эта притча накануне Великого поста, она всегда читается, мы можем пройти это великопостное время, так же как фарисей, мы будем поститься неуклонно, строго и выйдем из поста, довольные собой, какие мы хорошие – и пост мы не нарушили, и в церковь ходили, и канон Андрея Критского весь послушали. Но как мы ходили, слышали ли мы этот канон Андрея Критского или мы просто стояли — ноги маяли, просто крестились и головами кивали или мы действительно услышали каждое слово этого канона? Мы будем кувыркаться в поклонах земных в молитвах Ефрема Сирина, а осознаем ли мы эту молитву, слова молитвы пройдут ли через наше сердце? Кто-то, может, по немощи не сможет прийти на каждую службу, а придет раз за весь пост и будет теряться в храме и, увидя этого человека скажем: «вот, человек не знающий, не то, что мы, мы-то знающие, мы знаем, где крестится». А этот человек, придя, помолится как вот этот мытарь, он пришел, может быть, один раз в храм и чистосердечно помолился, мы этого не знаем, но мы можем его осудить, как сегодняшний фарисей. Будет лучше, если будем сами в храм ходить и молиться так же, как этот грешный мытарь. И будет хорошо, если научимся молиться так же, как этот человек, бывший грешник. Потому что только лишь смиренных Господь принимает, молитва гордеца Богу не удобна. Господь как говорит о себе: «Придите ко Мне и научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Если Господь

Сам был смирен, если мы себя называем христианами, мы должны быть подобными Ему, мы должны исполнять Его заповеди. Если он кроток и смирен, то и мы должны быть такими же. И если мы останемся гордецами нераскаянными, то, когда придет время отчета о нашей жизни, мы получим по своей гордости. Как первый гордец, который возгордился и отпал от Бога с теми ангелами, которые с ним остались. А если мы к Богу придем со смирением, осознавая свои грехи, осознавая свое недостоинство, то тогда Господь не за наши какие-то добродетели, а за наше смирение помилует нас по своему милосердию, по своей любви ко всем грешным людям. Аминь.

Проповедь иерея Александра Краснова в Казанском храме 28 января 2018 года