Увидеть Христа, каков Он есть

В сегодняшний воскресный день, который следует сразу за праздником Святых Богоявлений, за днем Крещения Господня, всегда читается один и тот же отрывок из Евангелия от Матфея, который заканчивается словами «с того времени»- то есть когда Господь, после крещения от Иоанна в Иордане и после сорокадневного искушения в пустыне поселился в Капернауме, откуда Он начал проповедовать: »покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное» . И в этом году этот призыв к покаянию совпадает в Церкви с днями, когда мы начинаем готовится к особому покаянному периоду в течение церковного года — к дням Великого Поста. Сегодняшний воскресный день после праздника Богоявлений — неделя по Богоявлении, она совпадает с Неделей о Закхее, когда мы только что слышали Евангельское повествование о мытаре Закхее. Церковь почти за месяц начинает нас готовить к дням Великого поста, потому что 19 февраля уже начнется Великий пост. И в воскресные дни, предшествующие началу Великого поста, всегда ежегодно прочитываются одни и те же евангельские чтения, а богослужебные тексты раскрывают для нас смысл этих чтений, чтобы настроить нашу душу на покаянный лад, чтобы подготовить нас к тому, чтобы мы действительно были готовы к Великому посту. Эти, казалось бы, продолжительные сорок девять дней для тех, кто имеет уже практику переживания Великого поста, знает, что они пролетают как один день, как стрела: оглянуться не успеешь — и уже наступает праздник Святой Пасхи.

В Евангелии о Закхее говорится, что человек, стремящийся к покаянию и изменению самого себя должен прежде всего иметь такую же решимость, пренебречь какими-то привычками, житейскими удобствами и устоявшимися своими жизненными стереотипами для того, чтобы увидеть Христа Таким, какой Он есть. Евангелист говорит, что жил в Иерихоне человек, который занимался сбором подати — Закхей.

Кратко напомню, что мытари, то есть налоговики, будучи по своему происхождению евреями, находились на службе у язычников — римлян, потому что ко времени пришествия Христа Иудея была частью Римской Империи и государственная власть была языческой. Согласно Моисееву Закону, если правоверные иудеи по каким-то причинам сообщались с язычниками, то должны были проходить целый ритуал очищения — это считалось для иудеев осквернением. Находящиеся на службе у римлян иудеи каждый день вступали в контакт с язычниками и поэтому они считались грешниками с точки зрения ветхозаветной праведности. С другой стороны, этот народ зачастую на братьях своих наживался. Для иудея не было проблемы получить прибыль от посторонних людей, тех же язычников, пройти потом соответствующее очищение, нажиться за счет «дальних» — грехом не было, нажиться за счет ближнего, дать в рост, под проценты взаймы ближним, то есть для иудея все это с точки зрения Моисеева Закона считалось грехом. Мытари, взимая налоговую пошлину, зачастую брали излишне, и поэтому мытари в сознании иудеев времен пришествия Христа были грешниками вдвойне, то есть были людьми скверными, но при этом жили довольно неплохо. как, например, мытарь Закхей.

В Иерихон приходит Христос – очевидно, молва об этом Проповеднике, молва о чудесах, Которые совершает Господь, известны были в Иерихоне до пришествия туда Господа. Когда Он туда приходит, Закхей переживает некое вдохновение. Евангелист говорит очень интересно: «хотел увидеть Христа, каков Он есть», какой, кто Он есть. То есть, стремление может быть даже неосознанное к познанию Христа приводит к тому, что он совершает поступок, который он никогда бы не совершил, будучи человеком богатым, будучи человеком сановитым, он, конечно, вел себя важно. Но он был маленького роста, а Господа всегда окружали люди, и, не видя Его, он бежит впереди сопровождающей Христа толпы народа и залезает на дерево. В почтенном возрасте, почтенный солидный человек, поступает как мальчишка. Зачастую мы, как бы заботясь о каком-то непонятном человеческом достоинстве пренебрегаем очень важными духовными вещами. Но эта решимость,

пренебрежение, какими-то устоявшимися жизненными привычками и собственной важностью, собственным «достоинством», на все это Закхей махнул рукой, забирается на смоковницу и, когда Господь идет мимо него, он, до этого будучи с ним незнакомым, но как Бог Всезнающий, обращается к нему: «Закхей, сойди скорей, потому что мне нужно сегодня быть у тебя дома». И, когда Господь посещает Закхея, он накрывает Ему трапезу, то в этот момент наступает полное преображение человека, потому что Закхей, чувствуя, Кто перед ним, наверно, не рационально, а душой ощущая, что Сам Бог пришел к нему, кается, публично кается, говорит: «всех, кого я обидел — воздам вчетверо, половину моего имения раздам нищим». То есть вот то, что нажито было незаконным способом, то что нажито было грехом, но составляло большое богатство и что опять же было привычным для Закхея, он этим тут же жертвует.

Будучи в Иерихоне для меня было открытием, что исторически он действительно расскаялся, он действительно исполнил то, что пообещал во время этой вечери Христа у него дома, раздал имение свое нищим, воздал вчетверо тем, кого обидел. Он был первым епископом христианской иерихонской общины, когда Господь уже вознесся, когда Церковь была основана, когда дары Святого Духа снизошли на апостолов, то Закхей был первым архиереем города Иерихона, первым епископом христианской общины в Иерихоне. И жизнь закончил как священномученик, как и многих апостолов, его так же казнили за то, что он исповедовал христианство и служил людям.

Сейчас, слыша призыв Господа к покаянию и уже начиная готовится к дням Великого поста, будем помнить, что решимость наша она имеет большое значение для того, чтобы великий пост прошел для нас действительно полноценно и принес благодатные дары, решимость борьбы с грехом, решимость пренебречь ради Христа, ради познания Христа — кто Он, какими-то своими выгодами, интересами, привычками и стереотипами, сложившимися в нашей жизни — это очень важно, потому что только переступив через себя, пожертвовав собой мы можем достигнуть познания Христа. Познания не рационального, а познания как соединения с Ним в таинствах покаяния и в таинстве Святого Причащения. Подумаем об этом и будем готовиться к наступающему Великому посту; будем молится о том, чтобы он для нас прошел как время действительной подготовки к Воскресению Христову, чтобы и праздник Пасхи для нас стал великой радостью, а наипаче — чтобы через подготовку к Пасхе временной мы всегда готовились к Пасхе вечной, через наше покаяние и приобщение к благодати Божьей души наши были готовы к вечной встречи с Ним в Его Небесном Царстве. Аминь.

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина,

настоятеля Казанского храма г. Кемерово 21 января 2018 года