«Помни последняя своя — и вовек не согрешишь»

В интересное время, дорогие, мы с вами живем. Казалось бы, техника развивается, в космос летаем, а Евангелие тоже читаем, как и наши предки в одиннадцатом ли веке или в двенадцатом. То есть, есть что-то, что меняется в нашем мире и очень сильно, очень заметно, а есть вещи неизменные. И мы с вами должны уловить, что мы с вами должны изменить, а что нужно сохранить без изменений. Сегодня наверняка где-то в новостях, в каких-то средствах массовой информации, вы непросто слышите, что эра сейчас идет компьютеров, а уже роботы, машины, которые заменяют домработницу, любимое животное, электронную собачку там какую-нибудь, гораздо удобнее с ней дело иметь. Где-то даже вот-вот и уже скажут: «вот зачем тебе жена, то хорошая, покладистая, то ворчит — сварливая, вот тебе электронная жена, с ней гораздо все проще, только подзаряжай вовремя электричеством и все вопросы будешь решать с ней». Может к этому так и придет цивилизация, здесь сомнений даже нет. Но только нам надо понимать, никогда эта электронная жена, или муж, или ребенок, никогда он не будет разделять нашу веру. Потому что для машины, да и не только для машины, но и любого логически рассуждающего человека многие вещи будут непонятны: «Как это, у вас в Евангелии сказано: «чти отца и матерь свою», — нужно, — а в другом месте говорится – нет, не нужно их слушать», правда кто-то из вас скажет: «где это такое говорится, что за крамолу нам тут батюшка несет в воскресный день. Но вот возьмите сегодняшний отрывок из Евангелия от Луки — достаточно интересное Евангелие, а интересно оно тем, что в Евангелии мы встречаем, в Новом Завете вообще, только есть информация о рождестве Христовом и уже потом — когда Он в тридцатилетнем возрасте выходит на Свою проповедь земную. А что же, где Его детство, отрочество, юность, есть даже какие-то спекуляции на эту тему, дескать Он пока был юным, ходил куда-то в Индию там Его чему-то учили, вот, дескать, отсюда вся Его премудрость. Конечно же, это полная глупость. Но вот небольшим вкраплением об отрочестве Господа нашего Иисуса Христа является в том числе сегодняшний отрывок Евангелия от Луки, который полагается читать на празднуемый ныне праздник — Обрезания Господня, где говорится как раз об одном факте Его жизни в этот период. Двенадцатилетний отрок совершает вместе со своими родителями то, что они делали ежегодно — это паломничество в Храм. Дело в том, что, когда мы слышим, что семья — Божья Матерь, Иосиф Обручник и, соответственно, дети Иосифа, родственники, идут в храм — это не то же самое, что мы сегодня утром встали сели на маршрутку десять минут проехали или даже пешочком кто-то прошел и тоже пришли в храм. У нас этот путь занимает полчаса, а там занимал три дня, при чем не по какой-то ровной аккуратненькой дорожке с подстриженными газонами, а нужно было идти в гору, подниматься, — достаточно тяжелый был путь. Опять же, на дворе уже весна, значит в тех местах достаточно жарко уже, дневной переход — это утомительно. И тем не менее, родители вместе с детьми идут в храм, тоже можно чему-то поучиться нам у них в нашей семейной педагогике. А на обратном пути, когда уже закончились торжества, празднества и они возвращались домой, и шла действительно целая община, то есть народ целиком уходил, оставались лишь какие-то немощные или те, кто не мог, должен был присматривать за скотом, а так весь род шел, вся община, весь город ходил на религиозные торжества. И поэтому не заметили, много детей, подростков, отроков. И только лишь на следующий день заметили, что Иисуса с ними нет, конечно же, представляете как для матери увидеть, что нет твоего ребенка, что с ним произошло при таком большом стечении народа, мало ли потерялся, заблудился или еще что-то страшное с ним произошло. И они возвращаются в Иерусалим, ищут Его, не могут найти, в конце концов обретают в Храме, но не просто молящегося или смущающим или сидящим в углу, а поучающим старейшин, поучающим книжников, то есть тех людей, которые сами должны были поучать, а тут получается их поучает не какой-то богослов новый, а отрок двенадцатилетний. Это практически

невозможно даже по нашим меркам, но в то время тем более, никакого права голоса дети не имели в том обществе так же, как и женщины. На совершенно справедливый упрек Девы Марии: «Почему Ты с нами так поступил», — получается — не послушался, то есть без спроса ушел от нас, не предупредил. И здесь мы не слышим каких-то извинений, Господь не говорит там, прости, наоборот — эти слова можно воспринять как подтверждение своей правоты: «Я должен находиться в доме Отца Моего». Конечно, такие слова стоящие рядом Его близкие родственники не понимают, и лишь потом Божья Матерь, хранящая эти слова в своем сердце, потом передала их в том числе и апостолу и евангелисту Луке, который почерпнул много рассказов Божьей Матери. Потом нам становится понятно о каком Отце идет речь, конечно же — об Отце Небесном. Здесь Христос являет свое непослушание, если рассуждать логически, формально. Тут идет строчка «и оставался в послушании у них» — практически все слова о том, чем занимался Христос. Да, поскольку Иосиф был плотником, Он также помогал ему в столярном деле и был у них в послушании. И опять же, как это понять? Машина никогда не поймет, ей что-нибудь одно давайте — или послушание или непослушание. Да и любой здравомыслящий человек скажет: «так, что нужно делать, скажи: мне копать яму или наоборот — закапывать». Что-то одно можно только делать – можно, конечно, выкопав закопать, но это уже будет второе действие. Здесь вспоминаем слова одного из отцов древности, Тертулиана, говорившего так: «Верую, ибо абсурдно», то есть нет здесь человеческой логики, есть Божественная логика, которую мы и познаем, постигаем не только и не столько разумом своим падшим, сколько верою своей. Конечно, это общие, глобальные смыслы, которые мы ищем, находим их, восторгаемся. Но нам-то в повседневной жизни как быть с тем же самым послушанием, как нам понять — здесь нужно слушаться родителей, а здесь — нет. Конечно, универсальных рецептов нет, нет такой таблички, где открыл книжку, посмотрел ситуацию — все понятно, как ответ на кроссворд. Но есть какие-то общие рекомендации: если тебя просят сделать что-то и ты считаешь, что этого делать не нужно, что это обессмыслено, но родители тебя просят, то нужно делать. А вот если тебе говорят, что не нужно идти на службу, не нужно молиться Богу, то есть то, что вредит спасению твоей души, то вот здесь как раз можно проявить непослушание и это не будет грехом. Но это — общие рекомендации, а как же в конкретной ситуации принять конкретное решение? Здесь и нужно жить в Духе, жить со Христом, когда мы будем стремиться не только по воскресным дням или по большим праздникам быть христианами, а будем ими каждый день, каждый час, и каждую минуту жить со Христом, творя Иисусу молитву, держа в помышлениях память смертную, как говорят святые: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь», то есть чтобы ходил человек перед Богом. В Ветхом Завете так сказано об одном праведнике: «Господь взял его», то есть не видел он смерть, речь о Енохе. Таким же хождение было у Ноя праведного, вот эта постоянное ежесекундное помышление о Боге и стремление жить по-Божьему, жить со Христом, с Тем, Кто пришел в этот мир не для того чтобы нас только учить, и тем более не для того чтобы нас наказать, -а наказать есть за что и все человечество, и каждого человека в отдельности. А пришел для того, чтобы спасти нас Своей крестной смертью. И теперь мы, прощенные Богом, спасенные Им, можем только принять этот дар спасения и идти за Христом, стремясь каждую секунду своей жизни быть со Ним. Господь поможет тогда нам принять верное решение, сделать правильный выбор, тот выбор, который не удалит нас от того самого главного, к чему мы должны стремиться в жизни, а именно — к Царствию Небесному, приблизит нас, даст нам ощущение, понимание и ту благодать Божию, которую здесь, на земле мы должны стяжать, потому что, как сказано в Евангелии: «В чем застану — в том и сужу». Это не когда-то потом, после смерти Господь будет решать, а здесь мы решаем, но решаем с Божьей помощью — обрести нам вечные муки, страдания, скорби, проклятия или же обрести вечную жизнь в Боге, со Христом, с Божьей Матерью, со всеми святыми. Аминь.

Проповедь протоиерея Евгения Сидорина

14 января 2018 года в Казанском храме г. Кемерово