Проповедь протоиерея Евгения Сидорина 17.12.2017

Учимся благодарности

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

К сожалению, после грехопадения Адама, человек утратил дар о суждении сущности вещей. Адам имел этот дар, и об этом свидетельствует Ветхий Завет: когда Адам называл животных, это не просто было выдавание кличек, а — прозревание сущности, кто, что из себя представляет, и это имя соответствовало его внутреннему содержанию. Это заметно в том числе и на примере, когда мы скользим по поверхности, то не воспринимаем саму сущность явления, заметно, в том числе по фрагментам из Евангелия. Сегодняшний отрывок большинству из нас прекрасно знаком, потому что читается достаточно часто на благодарственных молебнах. Но здесь есть какие-то вещи, которые мы должны восполнить, нужно просто сделать усилие интеллектуального характера, нужны некие знания, комментарии, которые мы должны читать в соответствующих толковых библиях, используя комментарии святых отцов и углубляясь в свое понимание, представление. Есть духовное представление, духовное прочтение, духовное понимание, которое, конечно же, одним только умом не понять — нужна благодать Божья, которую мы призваны искать.

Господь во время своего путешествия в Иерусалим, в небольшом городе, встречает десять человек. Это не какая-то делегация, когда приезжает какой-нибудь правитель или какой-то известный человек и встречают его хлебом и солью, это те люди, которые можно сказать, глубоко несчастны. Нужно понимать, в чем их несчастье: они болеют страшной на тот момент, неизлечимой болезнью — проказой, и эта болезнь, мало того, что не излечима, она еще заразная — и эти люди вынуждены изолировать себя от общества. Считалось, что только по грехам каким-то человеческим Господь посылал такое наказание. Эти люди — изгои, которым запрещено заходить в город, которые находятся вне града. Они не только страдали физически, страдания ежедневные, ежечасные переносили, но и социальные, получая полное отторжение от общества. Можно себе представить такую ситуацию: представьте, случилась какая-то болезнь и вам говорят: «там есть источник, на этом источнике и живи, водичка есть у тебя, а дальше — не вздумай даже входить, никаких тебе вариантов». Эти люди, находясь в несчастном состоянии, конечно, помышляют о том, чтобы вернуться в семью, к своим близким, начать жить нормальной жизнью — полноценной. Но, как говорится — медицина бессильна, на тот момент особо медицины не было, но даже от тех средств, которые употреблялись, болезнь была не излечима и надеяться остается только на чудо. Видимо, слух уже прошел по всем городам о том, что есть Иисус из Назарета, который творит чудеса и наставляет людей. И они кричат издалека, потому что им даже нельзя было приближаться к нормальным, здоровым людям они издалека Ему кричат, эти десять человек: «Иисусе, Наставниче! – видите, как они Его называют — наставник, учитель, — помилуй нас», — то есть просят исцеления. А дальше происходит очень интересная вещь, без комментария мы не поймем: Господь не говорит: «верите ли вы в это?» или «Господи, благослови!», Он говорит: «идите, покажитесь священникам». Дело в том, что священникам, по тогдашним уставам, традициям, прокаженный должен был

показываться только в том случае, если он полностью исцелился, был такой порядок. То есть, если все-таки происходили такие вещи, человек должен был прийти к священнику — тот смотрел, оценивал и подтверждал, что исцеление произошло и только после этого человек возвращался к нормальной жизни. И Господь не исцеляет их тут же, Он говорит: «идите, покажитесь священникам». Происходит интересная вещь: все эти десять человек идут к священнику. Опять же, чтобы нам с вами понимать, это все равно что кто-то из нас вдруг нуждается в пище, когда что-то случилось в чужом городе, там украли все, голодаем, нет возможности, нет ни денег, ничего, и мы просим у кого-то еды, а он говорит: «иди домой, у тебя на столе накрыто первое, второе и третье». Как оно накрыто, с чего оно возьмется – скатерти-самобранки у меня нет дома. Или же в магазине, чтобы было более понятно, бывают люди, действительно неимущие, просят милостыню, хлеба и в магазине такой человек подошел к нам, а мы: «вот тебе хлеб — иди на кассу», но денег-то нет, чем этот хлеб оплатить?! Такие бытовые примеры приведены, чтобы было понятно, что происходит что-то странное. «Идите, покажитесь священникам», так мы больные, чего нам показываться? Когда выздоровеем, тогда и пойдем показываться. Ни секунды не сомневаясь, ничего не спрашивая, как это, зачем это, почему это, они, все десять человек идут к священнику. Понятно, что среди них был лидер, какой-то заводила, который говорит: «так, всё, идем!», они все идут, никто не говорит, что с ума сошли, нас прогонят, все идут. И по дороге получают исцеление, у каждого из них была вера, у кого-то больше, у кого-то меньше, но все они поверили в то, что они просят. Можно представить радость: человек, который находился не один день и даже не один год, вот в таком положении изгоя, и вдруг он может вернуться к полноценной нормальной жизни. Многие из них побежали к семьям своим, которые уже забыли их и которые оплакивали как погибших. У кого-то не было семьи, но все равно какие-то родные, знакомые. И только один возвращается воздать благодарение Господу. Я не думаю, что он был сиротой, я не думаю, что ему некуда было идти, хотя, опять же, в Евангелии об этом ничего не говорится, ни имени его. Мы знаем только его национальную принадлежность, он относится к этнической группе самарян. Самаряне — это народ, соседний народ, можно сказать близкий к иудеям, как к нам близки белорусы или украинцы, но в религиозном отношении большие есть отличия. Самаряне — это та часть иудейского народа, которые не ушли или не были уведены в Вавилонский плен или та часть, которые ушли, но вернулись и смешались с языческим населением, и ладно бы какое-то смешение кровей, то есть только национальный признак, а дело в том, что было еще религиозное смешение, они не отвергали языческих богов, то есть получилась такая смесь из Закона Моисея, поклонения Единому Богу и при этом язычество, многобожие. Мы с вами не раз об этом говорили, иудеи считали общение с самарянами чем-то совершенно недопустимым. Даже язычники были не в таком пренебрежении у иудеев, как самаряне, потому что язычники не знали истинного Бога и родились таковыми и поэтому это не столько их вина, сколько их беда. А вот эти — это

некие изменники, отступники. И именно этот самарянин возвращается ко

Христу. И благодарит Его не просто кивком головы, падает на колени. Представьте, какая радость у человека, у всех десятерых была эта радость. А один только вернулся благодарить. И Господь, во-первых, спрашивает, задет такой риторический вопрос: «было десять и все десять получили исцеление, где еще девять?», — а потом, обращаясь к нему, говорит, называя его «иноплеменник сей», очень политкорректно Господь говорит, чтобы никого не обидеть — ни его, ни апостолов, ни других людей. И дальше Господь говорит слова, которые нам надо понять, нам с вами тоже нужно некое усилие, Он говорит: «восстань, ходи, вера твоя спасла тебя». Господь часто эти слова говорил, в них, может, нет ничего нового, но давайте посмотрим, кому Он говорит. Вера была у всех, так что получается, что есть вера, которая спасет, опять же, Господь не говорит, что остальные погибли, но, оказывается, одной веры мало, да, она нужна, она важна и поэтому очень часто Господь на просьбу к Нему исцелить, помочь он спрашивает: «веришь ли ты, что Я могу это сделать?». Безусловно, это очень важный момент в нашей вере, но одной веры мало, должно быть еще что-то, что здесь произошло. Должна быть благодарность с нашей стороны, это должно быть еще одно определенное состояние нашей души, к которому мы должны стремиться в себе возгревать, прежде всего — благодать Бога. Нужно также иметь благодарность к родным, родителям, близким, даже если их уже нет в живых, нашим окружающим, нашим близким людям, нашим детям надо быть благодарными, которые тоже немножко нас смиряют иногда и чему-то учат, может даже невольно, тому же терпению, например. Благодарить, мне кажется и власти нужно, сейчас принято ругать власти, правительство, депутатов. Только ленивый не пнет нагой, «эти депутаты зажрались, на машинах ездят» и так далее. А может быть, все-таки поблагодарить человека, пусть он сделал не все, что мог, но все-таки что-то он делал и такие факты нам известны, в том числе и в храмостроительстве, в отношении и нашего губернатора, и других, и мэра и так далее. Я сейчас не говорю, что они идеальные правители, не об этом речь и не о политике, а о том, что люди что-то делают. Снег плохо убирают, но ведь убирают. Дороги плохие — так съездите в соседний регион, посмотрите какие бывают дороги. Опять же, не надо из одной крайности в другую, но зачем же хулить. Зачем вечно быть недовольным, как у нас, к сожалению, входит в некую моду некоторых людей. Поэтому благодарность — это некий настрой нашей души, это не просто сам по себе факт, просто подойти к кому-то сказать: «спасибо», хотя бы даже начать с этого словесного. Но это внутреннее устройство нашей души, быть благодарным и без этого спасения мы не обретем. И, опять же, Он говорит тому, кого считали чуть ли не изгоем, не безбожником, антихристом, в народном выражении, то есть они извратили веру, поклоняются каким-то идолам. А Господь говорит: «твоя вера спасла тебя». Вот это да! Какие там католики, какие там протестанты, тут какой-то сатанист и ему говорят, что он спасется, это что за заявления такие! Это чтобы вам стало понятно, почему фарисеи так часто негодовали на Христа — потому что говорит странные вещи, какое-то богохульство им слышится в этом, а Господь это говорит и опять же, почему это говорит и почему это вошло в Евангелие и дошло до нашего ума и слуха. Для того, чтобы нам с вами забыть о каких-то

внешних людях, которых мы считаем, что они такие-сякие. Давайте больше о своей душе думать и, все-таки возможности у нас есть, о том, чтобы молиться Богу, о том, чтобы терпеть страдания, болезни, которые нам попускаются по нашим грехам, а если какие-то, слава Богу, есть добрые вещи, они есть в нашей жизни — уметь благодарить Бога. И это действительно то, к чему надо стремиться, чтобы мы здесь, в земной жизни услышали не внешним слухом, а нашей душой, нашим сердцем услышали эти важные для нас христиан слова: «дерзай, восстань, иди, вера твоя спасла тебя». Аминь.

Из проповеди протоиерея Евгения Сидорина

в Казанском храме г. Кемерово 17 декабря 2017 года.