Проповедь протоиерея Евгения Сидорина 19.11.2017

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Церковное предание говорит нам о том, что апостол и евангелист Лука был во время своей земной жизни врачом. Возможно, именно поэтому в Евангелии приведено так много случаев исцеления, которые творил Господь наш Иисус Христос. Вот и в сегодняшнем воскресном Евангелии мы слышали о двух чудесах — исцелении кровоточивой женщины и воскрешении умершей отроковицы, дочери Иаира. Слыша подобные отрывки о том, как Господь исцелял людей, слыша в храме или читая дома мы задаем вопрос себе, почему же Господь исцеляет так много людей, не может ли Он и меня исцелить, или же кого-то из моих близких родственников. Часто бывает в этом есть потребность — здоровье моих детей, моих родителей, мы просим об этом Бога, заказываем службы, молимся, а эффекта никакого. Болезнь как была, так и есть. Причем, ведь часто бывает, что и смертельные болезни, уходят и наши близкие из жизни. И здесь порой посещают нас какие-то сомнения, малодушие: не слышит меня Бог, а есть ли Он, этот Бог? Даже такие мысли порой приходят в наш ум. Есть один рассказ у Леонида Андреева, как один священник молился, истово молился, просил воскресить умершую женщину, и Бог его не услышал, женщина не воскресла, и он разуверился, снял с себя сан и пошел, что называется, в мир. Так вот возникает вопрос: почему же Господь, если Он всемогущий, то почему же Он не может исцелить всех нас сразу и навсегда? Тут есть простая логика, и внимательное чтение Евангелия может поставить этот вопрос для нас и дать на него варианты ответа. Да, немало случаев исцеления было при земной жизни Христа, но явно ведь, не всех Он исцелил, кто нуждался, просил этого исцеления. Так что же, Ему жалко было? Дело-то не в том, чтобы всех исцелить, ведь причина совсем в ином — и необходимость, и результат этих исцелений. Для того, чтобы лучше себе уяснить, можно попробовать вникнуть в смысл сегодняшнего евангельского отрывка, попробовать сопоставить эти два исцеления. При всем том, что, казалось бы, совершенно разные ситуации, здесь дочь, юная отроковица двенадцатилетняя, дочь уважаемого человека — начальника синагоги, можно даже сказать — настоятеля храма, старосты, уважаемого и состоятельного человека. И Господь идет целенаправленно, идет для того, чтобы помочь ей. И другой случай – женщина, имя которой мы не знаем, которая страдала недугом, и которая просто тайно прикоснулась к одежде Христа, и получила исцеление от болезни, вот тут уже звучит параллель: девочке, которую Господь идет исцелить, двенадцать лет, и эта женщина, с того времени, когда только девочка родилась, она получила тяжкий недуг — двенадцать лет, каждый день она страдает от этого недуга, потратила все свое имение на врачей, но ничего ей не помогало. И вот она получает исцеление, и не так, обратившись ко Христу, как это делали немалое количество людей, примеров много этому в различных Евангелиях не только у Луки, такие факты нам известны, но она тайно это сделала. Господь видит, что произошло чудо, произошло доброе дело, ну и пусть, никто бы о нем не знал, кроме этой женщины, тем более, что Господь Сам исцеленным людям говорил, чтобы никому ничего не говорили, вот такое, немного странное повеление: Господь останавливается, хотя счет идет на минуты, умирает ведь девочка, дети — что может быть более святого в нашей жизни?.. А Господь останавливается, показывая, что, с одной стороны, Он является повелителем и времени, что время не властно, что это какое-то промедление никак не повредит человеку, в данном случае Иаиру, которой просит о своей дочери. Останавливается для того, чтобы, казалось бы, обличить эту женщину. «Кто Меня коснулся?». Ученики не понимают, Петр говорит: «Господи, смотри сколько народу», но Господь говорит, что это не просто прикосновение, но: «Я чувствовал силу, которая вышла от Меня». И тогда уже женщина понимает, что трудно для неё остаться в тайне. И радость, и, одновременно, страх и удивление — она обнаруживает себя и говорит о том чуде, которое произошло. И

Господь говорит важные слова, которые являются ключом вот к тем вопросам, которые я ставил здесь, Он говорит ей: «иди, вера твоя спасла тебя». Вот оно, что самое главное — это вера, которая была у этой женщины, а ведь у Иаира тоже была вера, потому что, когда он пришел ко Христу, он, начальник синагоги, то есть человек уважаемый, традиционных взглядов, слыша опять, что двойственное есть суждение о Иисусе, что кто-то не очень доволен тем, что Он нарушает, как им казалось, закон Моисея, исцеляет в субботы, какие-то еще вещи говорит, не совсем привычные уху праведного иудея. И он не стесняется и не говорит как власть имущий: «повелеваю Тебе, приди, сделай то, что я хочу», он не высказывает даже конкретную просьбу, чтобы он исцелил дочь, потому что он понимает, что это в руках Божьих и дальше он доверяет ему, потому что если будет воля Божия, то Иисус Христос поможет его дочери и, тем самым являя свою веру в промысел Божий, веру в Бога. И когда, уже после исцеления этой женщины, кровоточивой, подошел некто и сказал Иаиру, что все, поздно, не успели, умерла твоя дочь, то Господь, опять же указывая нам проникновенно, не навязчиво, говоря, что самое главное в жизни – «не бойся, только веруй», продолжай верить, сохрани эту веру, какие бы обстоятельства не сложились. А ведь согласитесь, обстоятельства довольно трагические: что может быть трагичнее для человека, чем весть о том, что твой ребенок умер? Но — «не бойся, только веруй». В доме люди говорят, что поздно, поздно пришел, так долго ходил, Тебя ждали здесь, но Ты не успел. Господь запрещает им и воскрешает его дочь.

Мы в нашей жизни имели и имеем тяжело болящих родных и теряли, к сожалению, своих близких, и вот здесь ключ к ответу: «не бойся, только веруй». Смысл нашей жизни земной не в том, чтобы жить безболезненно, вечно — это невозможно, и многие болезни попускает Господь для нашей же пользы, для нашего же спасения. Потому что цель нашей жизни — это Царствие Божие, не просто там, после смерти, а здесь, мы должны его стяжать в себе, в своем сердце, в своей душе, в своем сознании стяжать через веру. Этот путь Господь дает нам, и именно для этого даны события из земной жизни Христа, которых, конечно, было гораздо больше, но именно они были приведены, чтобы понять, что же главное в жизни, а что же второстепенное — я не говорю «не нужное». Есть у нас специальная молитва о болящих, мы каждый воскресный день служим молебны о болящих, и на Литургии, и сейчас будем поминать людей на одре лежащих, и это хорошо и правильно, однако цель нашей жизни — искать Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится нам. Аминь.

Ссылка на видео проповеди