Проповедь протоиерея Евгения Сидорина 12.11.2017

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! Мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Луки, где, можно так сказать, мы слышали историю рождения евангелиста. Этого евангелиста нет среди двенадцати апостолов, нет его и среди семидесяти малых апостолов, мы не совершаем службу, его нет в святцах. Да мы даже имени его не знаем. Мы знаем только то, что он жил в окрестностях галилейского города Гадары, которое располагалось на побережье Генисаретского, Галилейского озера, или тогда еще его называли море, за достаточно большой простор. И мы также знаем что он был одержим тяжкой болезнью, не болезнью физической, какой-то хронической, тяжкой наследственной, приобретенной, а одержим болезнью духовной, а именно собственно само понятие это одержимость это было применимо и к нему, он был одержим бесовской силой и настолько это была велика сила, что, с одной стороны, описывается как он даже железные оковы мог разрывать, то есть эта бесовская сила давала ему физическую силу удивительную и страшную. При этом, когда к нему обратился Христос, в ответ на вопрос: «как тебе имя», Он услышал ответ — легион, то есть большое количество бесовской силы владело умом, разумом, телом этого человека. Так вот почему же я назвал его евангелистом, не за то, что, опять же в первый момент, когда Христос встречается с ним и обращается этот человек ко Христу, «что тебе Иисус, Сын Бога Живаго», то есть он вроде исповедует Его Сыном Божиим, но это делает не человек, это делает бесовская сила, как сказано в Священном писании: «и бесы веруют и трепещут», но это не приводит их ко спасению, это тоже нужно понимать. У темных, падших ангелов нет никаких сомнений, что Христос и есть Спаситель мира, только они не желают этого спасения для себя и для нас с вами — людей, и стараются сделать все, чтобы нас отторгнуть от этого спасения. Так вот почему же евангелист? Само слово греческое «евангелие» означает — благая весть, и этот человек, исцеленный Иисусом Христом, обращается с желанием быть со Христом, а Христос вроде бы ему отказывает, Он его отпускает, но так может показаться, что это отказ, а это не отказ, а это повеление, это благословение его, тоже на возвещение благой вести, что достигла спасение людей, пришел в мир Спаситель, Господь говорит ему: «иди и расскажи, что сотворил тебе Бог». Это и есть повеление идти и возвещать благую весть, и этот человек её реализует. Он идет и по всему граду рассказывает о том, что с ним произошло. Евангелия или же Апостольские послания, Книга деяний апостолов не все нам рассказывают, рассказывают саму суть, необходимую для понимания и осознания необходимости нашего спасения и как это спасение осуществлять, в частности почему же так быстро распространилось христианство, буквально в течении нескольких лет в Иудее, в Галилее, очень много людей приняли веру Христову, конечно, здесь была благодать Божия, благодать Святого Духа, которую Господь обетовал и дал в день Святой Пятидесятницы. Но это семя уже падало на «подготовленную почву». В действительности, этот исцеленный гадаринский бесноватый возвещает благую весть, о том, что пришел в мир Тот, через Которого возможно

наше спасение от вечной смерти. Думаю, что и к нам это повеление обращено иди и повеждь, что сотворил тебе Бог, как Бог призвал нас от нашей праздной, греховной, жизни и обратил к покаянию и сделал наследниками Небесного Царства. Ни потенциальными наследниками, каковыми является каждый человек, но теми, кто может реально, здесь и сейчас ощутить благость Божию, ощутить любовь Божию, ощутить присутствие Божие, не просто умственно, теоретически, а в своем сердце, ощутить Бога в самом себе через таинства Святого Причащения. Только возможно возвещать это не столько, может быть, словами, проповедью, не у каждого из нас есть этот дар, но, прежде всего, возвещать своей жизнью, а это значит — исполнением заповедей Христовых, главной из которых является заповедь о любви. Но не будем забывать, дорогие, что в этом повествовании есть еще и другие персонажи, жители того города, которые узнали о событии. Здесь было два события: о котором мы с вами говорим и которое прежде всего бросается нам в глаза — это исцеление человека, который многие годы страдал тяжкой болезнью и, в общем-то, доставлял многие неудобства здесь живущим. Но, есть и второе событие, это материальный ущерб, который нанесен этим жителям, потому что каждый из них владел тем или иным количеством свиней, которые как раз паслись здесь на берегу озера. И теперь они всех их потеряли и поэтому на них это событие оказало совершенно иное впечатление, они скорбят, они в ужасе и от этой потери, и оттого, как это произошло. Они обращаются ко Христу — уйди от нас, Ты не приносишь нам счастья, Ты не доставляешь нам каких-то удовольствий. Именно так, к сожалению, часто люди и относятся, и к Церкви, и к Богу, и к молитвам, как то, что дает земное удовлетворение, приносит какие-то земные блага, а это зачастую не так. Потому что не ради того, чтобы жить здесь вечно на земле приходил Христос, а ради того, чтобы мы из этой земной жизни, которая была ввержена, через грехопадение наших праотцов, Адама и Евы, во грех, чтобы мы могли обрести здесь спасение и уже торжествовать в Небесном мире, в Царствии Небесном. И вот, дорогие для нас с вами выбор, который стоит каждый день перед нами, кому последовать, кому подражать из этого евангельского рассказа. Это не притча, это реальный рассказ. Потому что иногда мы слышим притчу о царе, о блудном сыне — это воображаемые выдуманные герои, здесь же речь о реальных событиях, о реальных людях. И вот точно так же для нас с вами два пути: или подобно исцеленному человеку быть возвестителями Царствия Божьего и проповедниками Его, прежде всего своей жизнью, или же сказать: «Господи мне тяжело с Тобой, нет никакого материального удовлетворения, наоборот один ущерб какой-то, я вроде бы обратился, стал молиться, у меня начались какие-то проблемы дома, на работе, с моими близкими, с друзьями, кто-то из них отвернулся от меня, болезни приступили, что-то здесь не то, какая-то не та вера, не нужна она мне». Такие мысли может и бывали, у кого-то из нас, может, у многих. Евангелие показывает нам этот путь, потому что Бог не желает от нас рабского повиновения, Он желает искреннего и свободного выбора, и этот выбор всегда у нас есть. Не всегда у нас хватает сил его сделать, решимости, желания, но здесь необходимо попросить Божьей помощи, точно так же, как этот гадаринский бесноватый,

где-то может, опять же, в тайне, в глубине души, которая была повреждена грехом и одержима бесами, но желала этого спасения, и Господь видит это желание и изгоняет бесов из его жизни. И вот также и в нас с вами живет зло и грех, и если мы хотим, чтобы они исчезли оттуда, то мы как бы ни было нам тяжело, но, обращаясь к Богу, хотя бы в глубине своей души, хотя бы в кратких молитвах взывали к Нему, как взывал этот одержимый человек, мы всегда услышим в ответ любящий глас Божий: «Приидите, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.