Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина 05.11.17

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангелие повествует нам притчу о богаче и Лазаре. Один обладал всеми возможными благами жизни, а другой человек у его дома переживал всевозможные лишения, которые могут выпасть на долю человека, жившему здесь, на Земле. После их кончины состояния обоих радикально переменились: тот, кто пиршествовал на вся дни светло, как говорит Евангелист, оказался в Аду, а тот, кто не мог насытиться даже крошками, падающими со стола богатого человека, оказался на Лоне Авраама, то есть в блаженном состоянии. В чем грех богача и в чем праведность Лазаря? С одной стороны, нам кажется, что Господь здесь говорит, что человек, который пользуется благами этой земной жизни и проводит жизнь в достатке тем самым заслуживает вечного осуждения. Но мы знаем и из Ветхозаветного писания, то есть из истории еще ветхозаветной церкви, из времен самой евангельской проповеди Господа Иисуса Христа, со времен апостольских и до последних дней, что в церкви нередко причислены к лику святых и почитаются как некие образцы для подражания люди, которые совершенно точно в земной жизни не испытывали, по крайней мере, материальных лишений. Мы чтим и царя Давида, и царя Соломона, мы знаем, что тот же упомянутый в этой притче патриарх Авраам был очень состоятельным человеком, богатым и жившим в достатке. Мы знаем людей в Новозаветном времени, которые непосредственно следовали за Христом и были его учениками еще во время земного служения до распятия, они были людьми состоятельными. Всем известная Мария Магдалина была богатой женщиной, и другие жены-мироносицы также были из состоятельных фамилий. Кроме того, и праведные Иосиф и Никодим были людьми, не испытывающими в земной жизни недостатка. Поэтому очевидно, сама по себе возможность пользоваться благами земной жизни не является в глазах Божьих грехом и предметом для осуждения. Что же тогда? А то, что если человек то благо, которое дает ему Господь и которым он действительно может пользоваться для себя, для членов своей семьи, воспринимает только как свою собственность, только как то, что дано ему, и не замечает, зачастую, находящихся, живущих у него, что называется на пороге, под носом, может быть совсем рядом с ним, может быть даже в одной квартире с ним или в одном доме с ним людей, которые остро нуждаются в том, чем избыточествует он. Может быть, даже, без всякой злобы, а просто по безразличию сердца, может, человек не уверен был в том, что все в его доме, все, кто рядом с ним находится, так же, как и он, не испытывают ни в чем нужды. Простая невнимательность к нужде ближнего зачастую приводит к таким страшным последствиям в вечности. Поэтому всегда нужно помнить, что под этим радостным богачом подразумевается вовсе не человек, который обладает какими-то несметными богатствами. В состоянии этого евангельского богача может быть душа каждого из нас в определенные периоды времени, когда мы не хотим заметить нуждающегося и живущего рядом с нами человека. Подчас нуждающегося даже вовсе не в материальных благах, а просто в излиянии любви, во внимании, в возможности пообщаться, в поддержке словом, одним словом мы имеем возможность поделиться. Человек в этом нуждается, но мы не замечаем его, проходим мимо. Причин этому может быть масса, и с точки зрения нашей житейской, мирской, человеческой может быть даже очень оправдано причиной: занятость, нехватка времени, необходимость делать что-то, может быть, даже какие-то духовные подвиги совершать и так далее. Но вот эта черствость сердца или забота только о себе зачастую может обернуться для нас такой катастрофой, какой она обернулась для евангельского богача. Над этим стоит подумать, над этим стоит задуматься и посмотреть внимательно вокруг себя, в духовном смысле посмотреть, нет ли такого Лазаря рядом с нами постоянно находящегося, которого мы не замечаем. С другой стороны, совершенно понятно, что заслуга или праведность Лазаря заключалась не в том, что он просто переживал нужду и всю жизнь страдал и мучился недугами и от голода, но в том, что в этом состоянии он не озлобился, что в его сердце любовь к Богу и к ближним сохранилась во всей полноте, потому что в лоно Авраамово — образ Царствия Божьего, не войдет тот, кто не совершен в любви. Мы знаем, что зачастую нужда, трудности, болезни, недуги приводят к такому же состоянию сердца, как и у богатого, только немного в другом смысле, в другом направлении: сердце черствым становится, человек озлобляется и начинает видеть в людях, которые вокруг живут и которые, как ему кажется, ни в чем не нуждаются, причины своей нищеты и недугов, болезней и страстей. Очевидно, в Лазаре этого не было, он знал, что живущий над тем крыльцом, под которым он страдает, богач ни в чем не нуждается, но это не привело к озлоблению Лазаря к этому человеку, к осуждению и так далее. Поэтому состояние Лазаря может переживать душа каждого из нас, потому что бывают периоды, иногда очень тяжелые, трудности, скорби житейские, необязательно голод, необязательно болезнь, любые иные, хотя и эти тоже иногда встают перед нами и кажется, что нету выхода, но если в этом состоянии человек не озлобляется в этом состоянии ни на Бога, ни на ближних, а начинает искать причины своих страстей, причины своих бед, причины тех трудностей, которые на его долю выпали в себе самом в изъянах своей души, а не в ближних, которые, как ему иногда кажется наше богатство восхитили, тогда помощь Божия приходит. Она приходит уже здесь в этой временной жизни, потому что, как говорит апостол Иаков: «человеку не дается искушений выше, чем он может понести». Никто никогда не получает от Бога, если только человек верен Богу, если сердце человека к Богу открыто, если человек стремится ко Христу, если старается жить по-евангельски, одним словом, принимает Бога, верит и доверяет ему, никогда не дастся такого искушения, которое человек не в силах перенести. Поэтому для верующего человека, какое бы трудное искушение ни приходило, всегда нужно помнить, что если оно пришло, то это мой крест и я его действительно смогу вынести, но не самостоятельно, а, по слову апостола Павла, «все могу с укрепляющим меня Иисусом Христом».  С молитвой, с упованием на Христа, любая трудность может быть перенесена. И когда это приходит, если упование на Бога рождается в сердце, а не злоба, тогда сердце действительно для Бога открыто, и тогда участь этого праведного Лазаря будет участью такого человека и такой христианской души. Поразмыслим над этим и постараемся там, где мы можем, всегда поделиться и поддержать ближнего, нуждающегося в нашей поддержке, и, когда напротив, мы переживаем состояние Лазаря, тогда постараемся не унывать, а уповать на Бога и тогда помощь Божия всегда придет. В таком состоянии и мы будем восхищены на лоно Авраамово. Аминь.