Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина 29.10.2017

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня в Евангелии мы слышали притчу Спасителя о сеятеле. Господь говорит о том, что сеятель сеет семя, под котором Он в данной притче подразумевает слово Божие, то есть проповедники Христовы сеют слово Божие на земной пажити. Одно падает у дороги, и его птицы небесные забирают, другое падает в каменистую почву и не может прорасти, потому что упало на камень, третье семя падает в тернии, вроде, почву удобренную и позволяющую произрастать на ней разным растениям, но эти сорные растения давят семя. И только то, которое падает в добрую, обработанную пажить, произрастает и дает плод во сто крат. Конечно, ни в коем случае не стоит думать, что эта притча говорит о том, что не члены церкви, не прихожане православных храмов — это все те три вида земной пажити, падая на которую семя не дает плода, и только православные люди — те, кто принимает слово и дает стократный плод. Я думаю, что эта притча и все эти варианты пажити относятся к абсолютно каждому человеку, то есть и к каждому из нас, в разное время его жизни. Потому что у каждого из нас, читающего слово Божие, слушающего его через различные варианты проповеди, в том числе и в храмах Божиих, семя зачастую падает в сердце, но бывает так, что, прочувствовав, коснувшись нашего сердца благодать Божия остается внутри храма, а когда мы выходим из него, житейская суета гасит в нас размышления над словом Божиим, и оно, соответственно, бывает похищено какой-то суетой и не имеет возможности прорасти, потому что сердце наше ожесточено и каменно. Или даже, пустив корень, подавляется различной житейской суетой, как говорит Евангелист: «куплями и заботами житейскими». Нам просто некогда об этом думать и размышлять в обычном беге дней наших и в скоротечности времени, и поэтому, даже пустив корень, оно остается не принесшим плода, черствеет и засыхает. Мне кажется, в самом конце сегодняшнего Евангельского отрывка скрывается то, что может позволить любому человеку сделать свой внутренний мир, своего внутреннего Адама, свое собственное сердце плодоносить, пусть не во сто крат. В другом Евангелии эта же притча по-другому изъясняется и Господь говорит: «у кого-то в тридцать, у кого-то в шестьдесят, у кого-то и во сто крат», но в любом случае плод может дать. А нужно понимать, что плод, который дает произросшее слово в сердце нашем — это готовность нашего внутреннего человека ко встрече с Богом лицом к лицу, то есть готовность ко вхождению в Царствие Небесное, то есть ко спасению. Еще раз напомню, что Страшный Суд — это будет окончательный выбор каждой человеческой личности — встать ему по правую сторону или по левую. Образно, ради педагогики, Господь говорит, что разделит на овец и козлищ, но на самом деле к чему сердце будет готово, то оно и примет в тот момент, когда встретится с Богом. И как это ни странно звучит, но человек сам встанет по левую сторону к козлищам, если не будет сердце готово к тому, чтобы принять то, что есть всецелая любовь. Так вот, Евангелист говорит, что «в сердце добром и благом», это на славянском, а в русском переводе мы читаем: «в добром и в чистом сердце» слово Божие дает плод даже до ста крат. Так вот, если мы хотим, чтобы слово Божие, которое слушаем мы, с которым

соглашаемся с нашим рассудком, которое запоминаем нашим разумом, чтобы оно дало плод, чтобы оно было не просто в нашей голове, в нашем сознании, потому что это еще не плод, если мы просто знаем и помним о том, к чему призывает нас Господь. А плод — это когда мы свою жизнь изменяем и исполняем то, что мы знаем и то, что мы понимаем. Я думаю, если внимательно каждый в свое сердце посмотрит, поймет, что это совершенно две разные вещи: действительно мы все принимаем, что Евангелие — это благо, это благая весть для нашего спасения нам данная, но живем ли мы по нему, исполняем ли мы то, что мы знаем и понимаем. Думаю, каждый признает, что далеко не в той степени, а зачастую и вовсе никак не исполняем, зная, понимая и соглашаясь со словом Божиим, оно так и находится у нас, как на каменистой почве, лежит и никакого плода не дает. Так вот, доброта сердечная, благость и чистота сердца — это те условия, при которых слово Божие начинает плодоносить и давать ожидаемый Спасителем плод. Поэтому нужно воспитывать самого себя в добре, хотя бы начать с чего-то малого, относится с добром, с пониманием к ближним нашим. Вспомним еще раз недавнее Евангелие, которое мы несколько воскресений назад читали: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте». Хотя бы по этому правилу жить научиться, потому что ведь никто из нас не хочет, чтобы его осуждали, чтобы о нем говорили гадости в его отсутствие, чтобы обижали, чтобы относились как-то несправедливо, чтобы делали зло. Напротив, каждый был бы готов, чтобы человек, с которым он встречается в этой жизни, любой ближний что-то доброе сделал ему. Так вот, если нам приятно, когда нам делают добро и совсем не приятно, когда нас, пусть и за заслуженные вещи осуждают, то соответственно надо подумать, что, прежде всего, мне нужно научиться относиться так ко всякому человеку. Это уже будет началом превращения своего сердца в сердце доброе и благое. А чистота сердца наступает тогда, когда мы стараемся все страсти в нем гнездящиеся, все зло, ненависть, недружелюбие, осуждение и все пороки, которые не имеет смысла перечислять, которые всем нам хорошо знакомы, когда мы стараемся искоренять их молитвой, таинствами, причащением Святых Христовых Тайн и чтением слова Божия. Потому будем помнить, что только когда мы свое сердце будем стараться перепахивать и делать добрым, благим и чистым, только тогда слово Божие может дать плод. Если бы это не было возможно, то Господь бы и не призывал нас к этому, потому — это возможно для каждого из нас и пути для этого нам в Церкви открыты. Поразмышляем об этом, постараемся сердце свое сделать добрым и благим, и тогда каждый из нас принесет стократный плод и будем достойными сыновьями и дочерьми Отца Небесного Небесного.