Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина 22.10.2017

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина, настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери 22 октября 2017 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее Евангельское чтение, первое, которое мы с вами слышали из Евангелия от Луки, говорит нам о том, как Господь пришел в иудейский город Наин и в воротах этого города встретился с сугубым человеческим горем: его встречает погребальная процессия и в начале ее идет женщина, пережившая в своей жизни, наверно, максимально возможное человеческое страдание. Вдовица, когда-то лишившаяся своего супруга, и в этот день, когда ей встретился Господь, лишившаяся и своего единственного сына; процессия хоронила сына этой вдовы. И Господь, как повествует евангелист, сжалившийся над этой женщиной, подошел к ней и даже не дожидаясь каких-то слов, молитвы, обращения, просьбы с ее стороны, ей говорит: «не плачь», а ее умершему сыну говорит «восстань», и воскресает скончавшийся юноша, и возвращается к своей матери. Мы перед Евангелием слышали апостольское чтение: апостол Павел вновь нам сегодня напомнил, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же, Господь не изменен, и Господь, как мы знаем из Его собственного обетования, всегда с нами до скончания века, Он всегда пребывает в Своей Церкви и всегда готов пребывать, участвовать в жизни любого человека. Поэтому то, что мы читаем в Евангелии — это же самое может происходить и с нами, и Господь готов участвовать в нашей жизни так же, как он участвовал в жизни вот тех евангельских персонажей, которых мы слышим и читаем. А это значит, что слова, которые Господь обращает в сегодняшнем евангелии к вдовице, говоря ей «не плачь», они обращены каждому последователю Христову, каждому, у кого открыто сердце навстречу Христу. Так или иначе в жизни каждого из нас входит действие смерти, мы участвуем в погребении близких наших, разных степеней родства, разных степеней близости, иногда и не близких, иногда очень близких людей. И вот, когда смерть прикасается к нам, когда мы соприкасаемся с ней, продолжая жить здесь, на земле, то вот эти слова «не плачь», они должны всегда звучать в нашем сердце. Это не означает, что мы не можем, не имеем права проливать слезы скорби по разлуке с теми, кого утратили в этой жизни, в момент, когда смерть забирает того или иного близкого нам человека. Это не означает, что христиане не могут плакать, но это означает, что мы не можем рыдать и сокрушаться по поводу кончины близких так, как это делают неверующие люди. У апостола Павла, в послании, которое мы читаем во время погребального богослужения, во время погребения усопших, и на панихиде, в родительские дни, на литургии, мы слышим такие слова: «братия, говорю вам чтобы вы не плакали как прочие, не имеющие упования», апостол Павел, несомненно, говорит о язычниках. Люди старшего поколения или второй половины жизни, помнят времена атеизма и помнят что, зачастую, представляли из себя похоронные процессии или похороны людей, которые умирали без всякой надежды, люди не верующие в Бога, отрицающие бытие Бога. Когда они собирались на погребение своего усопшего — это действительно глубокая трагедия, потому что нет никакой надежды, потому что все закончилось. Иногда большие планы строил тот или иной человек, или люди возлагали на него какие-то большие надежды и здесь смерть все разрушила. Но у христиан не так, мы знаем то, что жизнь не заканчивается, бытие человека не заканчивается в тот момент, когда душа разлучается с телом, более того, даже это разлучение души и тела — это не вечное состояние человека, потому что все мы через несколько минут будем петь Символ Веры, будем петь: «чаем Воскресения мертвых», мы знаем, что мертвые воскреснут, все мы воскреснем, то есть наши души, которые, да, по закону земной жизни должны пройти через смерть, то есть должны пережить вот это разлучение души и тела, они вновь обретут тела, тогда, когда Господь придет судить живых и мертвых, в день Второго пришествия Христова, в Судный день, в день, когда Бог будет Все — во Всем, тогда наши души вновь обретут тела, уже воссозданные из новой материи, которые не будут подвергаться ни тлению, ни болезни, ни смерти. Имеющие упование, то есть мы, христиане, конечно, когда соприкасаемся со смертью в этой жизни, не должны плакать и сокрушаться как о какой-то трагедии, которая нашу жизнь разрушила и остановила, мы должны иметь упование на Бога, верить Ему и помнить о том, что ушедшие в вечность наши братья и сестры продолжают жить своими душами и пребывать в Боге, если мы молимся о них, о прощении их грехов, и сами стремимся туда в вечность к Богу. В конце концов, ведь на каждом богослужении мы с вами молимся, чтобы Господь даровал христианскую кончину жизни нашей, безболезненну, непостыдну и мирну, то есть для нас то, что мы пройдем через смерть, не является какой-то новостью, каким-то открытием и тем более трагедией. Вот об этом всегда стоит помнить и вот эти слова, обращенные к вдовице «не плачь» всегда стоит носить в своем сердце, ведь мы так или иначе встречаемся со смертью в нашей жизни, чтобы не было для нас сокрушением, чтобы мы нашим поведением не уподоблялись язычникам или атеистам, которые не имеют упования. С другой стороны, только апостол-евангелист Лука упоминает о том, что Господь посещал вот этот город Наин и воскресил сына вдовицы, другие евангелисты ничего об этом не говорят. Евангелист Лука, как мы знаем, был последний из евангелистов-«синоптиков» Матфея и Марка, и его евангельское повествование дополняет евангелистов Матфея и Марка теми моментами, которые не упомянуты у этих двух евангелистов. И он посчитал важным упомянуть событие, совершившееся в городе Наине, потому что это действительно важный для нас урок. Господь, по мнению некоторых святых отцов, предпринял путешествие в Наин исключительно для того, чтобы вернуть этого скончавшегося юношу к жизни, вернуть его к матери, а тем самым, как говорят святые отцы, Господь показывает нам, что в его глазах семья и жизнь семьи в целости является действительно великой ценностью. И для нас с вами это должно быть уроком, потому что в настоящее время мы видим, констатируем и вряд ли можем что-то с этим поделать, кроме как тем образом, о котором я сейчас скажу, что семья перестала быть в современном обществе, в современном мире действительно такой ценностью, к которой нужно с трепетом относится, может быть, кроме самой жизни, семья — самое главное, что есть в жизни у людей, что есть в жизни у человека. И так жили поколения народов и на Руси, и в других христианских странах, но в настоящее время другая модель поведения в обществе является, к сожалению, уже преобладающей, и вариант жизни в семье, в союзе мужа и жены, рождающиеся в ней дети, которые также живут в общении с родителями, в мире с родителями, поддерживая их, это уже, увы, не ценность в глазах мира. И, зачастую, по любому пустяку может распасться образовавшаяся семья. Не обращают внимание создавшие ее люди на ту боль, которую они сами переживают, потому что вряд ли может быть, и редко бывают настолько черствые люди, которые могут спокойно пережить разрыв с любимым человеком, потому что, в конце концов, не возникают семьи на пустом месте, всегда любая семья — это союз двух любящих сердец, в начале, а потом, к сожалению, эта любовь каким-то образом омрачается, угасает, люди не берегут ее, но самое страшное то, что люди не обращают внимания на ту боль, которую они родившимся в своем браке детям приносят. И для нас с вами — христиан, это бережное отношение к семье и к семейным ценностям должно быть одним из главных жизненных приоритетов, сам Господь нам показывает, насколько возможна в Его глазах семья, а, значит, и мы должны этому следовать, и сами так жить, и своих детей этому учить. И совершенно понятно, что ни в одной семье не может быть абсолютно безоблачных дней, не может не быть  ситуации, когда бы не возникало конфликто, но всегда христианам нужно помнить слова апостола Павла: «солнце да не зайдет во гневе вашем и, насколько возможно от вас самих, со всеми людьми имейте мир», если апостол говорит, что мы со всеми людьми должны мир иметь, настолько, насколько от нас самих возможно, то уж тем более с тем, с кем нас Господь соединил узами брака — и это относится к обоим супругам, зачастую ссоры бывают по вине обоих, зачастую — по вине кого-то одного, но если оба помнят эти слова апостола Павла, то тогда каждый день будет завершаться примирением,  вечером будет наступать мир в семье. Вот об этом нужно помнить, единственное, что мы можем сделать, чтобы вот это растление мирское, которое пребывает и у нас в стране, и в нашем обществе, чтобы оно, хотя бы, если не преодолевалось совсем, то по крайней мере было сдержано максимально, это нужно своим примером, примером добрых христианских семей показывать людям, что семья — это действительно великая ценность, об этом нужно помнить всегда. И последнее, о чем хотел бы сказать, еще раз повторюсь, апостол напомнил нам, что Христос всегда Тот же, а, соответственно, всегда относится к нам также, как к этой наинской вдовице. Поэтому как бы тяжело ни было какое-то конкретное жизненное время, которые мы переживаем, как бы ни велики были скорби, которые пришли и посетили нас в этой жизни, всегда нужно помнить, что Христос всегда стоит напротив нас, если к Нему сердце откроем, то всегда получим Его поддержку, так же, как получила ее наинская вдовица. Аминь.

Аминь аминь.