Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина 1.10.2017

Проповедь протоиерея Дмитрия Мошкина,

настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери,

1 октября 2017 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь.

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие научает нас достаточно многому. Прежде всего, мы видим, что наша молитва о других людях, наши обращения к братьям или сестрам, а также к святым Церкви Христовой с просьбой о молитве за нас — это совершенно небессмысленное дело, потому что Господь зачастую обращает внимание Свое к нуждам того или иного человека по просьбам других людей. И вот — пример жены-хананеянки, язычницы, которая уверовала в Иисуса Христа как в Мессию, как в Спасителя и Бога, ставшего человеком, что было выражено её словами: «помилуй меня, Господи, Сыне Давидов» (то есть — господин от рода Давидова). Потому что в то время и иудеи, и живущие вокруг язычники знали, что в Иудее ждут Спасителя из потомства царя Давида, Того, Кто избавит людей от их нужд. И вот это обращение язычницы – не иудейки, женщины, веровавшей во множество богов, а не в Единого Бога, обращение ко Христу как к сыну Давида, говорит о том, что в Нем она увидела Спасителя и, возможно, увидела Бога. Господь обращает на нее внимание, евангелист говорит, что женщина эта ходила и кричала вслед за Христом, вслед за апостолами: «помилуй мя, Господи, Сыне Давидов, потому что дочь моя жестоко беснуется». Опять же просила она не за себя, а просила за дочь свою болящую. Господь первое время как бы не обращает внимания на неё, тем самым испытывая её веру. Апостолы обращаются ко Христу: «отпусти её, потому что кричит вслед нам». Уже, очевидно, этот крик начинал надоедать апостолам, и они просили Господа ей помочь, ведь она действительно мучается, она не о пустом просит. Из уст Христа они слышат слова, и апостолы, и сама эта женщина: «Я послан к овцам погибшим дому Израилеву», только людям, верующим в истинного Бога, не к язычникам. Но и это, казалось бы, жесткое отвержение мольбы не приводит к тому, что хананеянка отходит от Христа, она припадает к Его ногам и просит о помощи, тогда Господь говорит, может, еще более жесткие слова, чем первые: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но и это не приводит к тому, что хананеянка машет рукой, как зачастую происходит в жизни достаточно многих людей, а зачастую и у нас с вами, когда наши усердные мольбы, когда напряженное молитвенное обращение не приводит, как нам кажется, к исполнению того, чего мы ожидаем от Господа. В ответ Господь слышит: «Ведь и псы питаются крохами, которые падают со столов господ», — глубокое смирение и веру. Возможно, как говорит митрополит Антоний Сурожский, эту сцену представить так: Господь, глядя в глаза этой женщины, произносит ей жесткие слова, и женщина видит не жесткий, жестокий или какой-то злобный лик, а видит исполненное любовью лицо Спасителя и Его глаза, наполненные действительно состраданием к каждому человеку, она понимает что с ней говорит действительно сама Любовь, и что вот эти слова — это испытание её веры; это приводит к смирению, принятию, того, что женщина от Христа ожидала. Господь, видя, что она и после этих жестких слов не отходит, говорит: «Женщина, твоя вера велика и будет тебе по твоей вере». Дочь её в этот же час исцеляется. Подобные ситуации происходят или происходили в жизни большинства людей. Когда мы приходим в храм, когда делаем первые шаги в храме или наши знакомые, близкие приходят, то нередко сталкиваются здесь не с любовью, а с человеческой грубостью в лице прихожан, в лице священнослужителей; зачастую кажется, мы пришли туда, где любовь должна царить, а увидели совсем не то, что ожидали. И нередко эта ситуация бывает именно для того, чтобы утвердить человека в вере его, чтобы

он, идя в храм, понимал, что он идет сюда хотя и к людям, и к священнослужителям, но прежде всего он идет ко Христу, и Христос готов принять каждого. И, если те искушения, которые встают на пути человека во время его воцерковления, во время стремления ко Христу, не поломают его веру, а утвердят, не смутят его, а, напротив, утвердят его в вере, тогда, конечно, Господь ответит на прошения, ответит на мольбу и исполнит то, о чем мы просим.

Поучимся у этой язычницы, о которой ежегодно Церковь нам напоминает в чтении соответствующего Евангельского отрывка в воскресный день, потому что действительно Христос есть Любовь, и Он каждую молитву слышит. Иногда не спешит отвечать, не спешит исполнять, то, о чем мы просим, по многим причинам, и одна из них – в нашем утверждении в вере и понимании: если мы со всем упованием будем молиться и обращаться, то Господь всегда исполнит то, что полезно нам. А, если мы напряженно молимся и просим, но в ответ не приходит исполнение наших желаний, то, возможно, это не имеет насущной необходимости, потому что зачастую мы не знаем, как то или иное наше действие, то или иное наше прошение может обернуться в перспективе этой временной жизни, а тем более в перспективе вечности. Аминь.